Многие интернет-авторы призывают к введению режима ЧС или ЧП, уповая на то, что ограничения, которыми власть пытается бороться с наступлением COVID-19, будут легальными. Решили разобраться, что получится, если власти выберут «красную таблетку»?
Целью этой публикации является рассказать читателям о том, что по закону могут власти, если они введут режим ЧС, и что они при этом должны делать. А уже после прочтения материала каждый сделает выводы самостоятельно о пользе или вреде для граждан пресловутого режима ЧС в части возможного ограничения их прав и свобод.
Режимы ЧС и повышенной готовности: найти 5 отличий
Мы уже писали о том, введённый сейчас режим повышенной готовности и режим ЧС — это режимы функционирования органов власти при предотвращении наступления ЧС и ликвидации уже наступившей ЧС соответственно.
Согласно Закону о защите от чрезвычайных ситуаций (ФЗ №68), большая часть допустимых мер в том и в другом режиме являются общими, но существуют и отличия.
Ограничения доступа на определённую территорию, определение порядка пользования транспортом и средствами связи - всё это существует и в том, и в другом режиме. Главными же отличительными мероприятиями режима ЧС является возможность Президента своим указом привлечь для ликвидации ЧС вооруженные силы, а также финансовая поддержка пострадавших в порядке, установленном Правительством.
Даже 5 отличий нам обнаружить не удалось.
В этой статье мы уделим внимание привлечению военных, а в нашем следующем материале читайте про материальную поддержку тем, кто оказался в зоне чрезвычайной ситуации.
Предусмотрены ли законом особые полномочия военных в режиме ЧС?
Сразу скажем, что чёткого ответа на вопрос о полномочиях военных при осуществлении ими ликвидации ЧС найти невозможно. Этому есть ряд причин. Первая - секретность. Большинство нормативных актов, содержащих хоть какую-то конкретику о полномочиях Минобороны в тех или иных ситуациях (речь не идёт об общих фразах - содействовать безопасной безопасности и делать так, чтобы всё было хорошо), имеют гриф «дсп». Так, исключительно «для служебного пользования» имеется Приказ Минобороны от 2013 года № 874дсп «Об утверждении Наставления по действиям соединений, воинских частей и подразделений инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Аналогичные приказы и тоже «дсп» существуют и в других подразделениях.
Отметим, что согласно Закону о Государственной тайне, не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
С нашей точки зрения, поскольку меры, принимаемые властями для предотвращения и ликвидации ЧС, напрямую влияют на прогнозы и последствия ЧС, то и засекречивать информацию об этих мероприятиях и полномочиях властей в этой части недопустимо.
Вторая причина отсутствия чётко очерченного круга полномочий Минобороны является следствием первой - это неразбериха с внутриведомственными актами, их противоречивый и хаотичный характер.
Что же нам удалось найти?
В рамках Минобороны России создана функциональная подсистема Вооруженных Сил по предотвращению и ликвидации ЧС под началом Главного командования Сухопутных Войск РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2009 г. №113).
Координация действий всех органов исполнительной власти при ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 30 декабря 2003 г. №794. Положение, утверждённое Правительством, первостепенную роль в организации ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляет, естественно, МЧС.
МЧС же в свою очередь подготовило, а правительственная комиссия по ликвидации ЧС ещё в 2010 году утвердила Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС. Эти наставления регламентируют порядок взаимодействия различных служб при проведении ликвидационных работ в режиме ЧС. Так, например, закреплён порядок взаимодействия военных подразделений с региональными властями.
План такого взаимодействия подписывается руководством ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с МЧС России, командным составом подразделений Минобороны России (от которых выделяются силы и средства при ЧС), МВД России, ФСБ России, начальниками гарнизонов, дислоцированных на территории субъекта РФ и только после этого утверждается руководителем органа исполнительной власти региона. Таким образом, из подзаконных актов следует, что после подписания указа президента о привлечении вооружённых сил к ликвидации ЧС, участие военных согласовывается со всеми указанными выше органами.
К чему же могут привлекать военных?
Протокол ликвидации ЧС, возникшей в результате эпидемии, определяется п.п. 4.4.6 Наставлений, из которого следует, что ликвидация такого рода ЧС является более всего зоной ответственности Роспотребнадзора, который может привлечь силы военных медиков и медицинских организаций. В этой связи в Минобороны подготовлен проект Приказа «Об особенностях организации оказания медицинской помощи в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации». Этот документ 13 апреля был размещён на портале проектов нормативных актов.
Также военные могут быть привлечены для организации эвакуации (если таковая потребуется) граждан из зоны ЧС, для организации контроля передвижения лиц через границы местности, где выявлен источник заражения.
Исходя из других положений этого Наставления, военные привлекаются и к ведению комендантской службы. Напомним, справедливости ради, что комендантский час вводится только тогда, когда чрезвычайная ситуация, угрожающая конституционному строю страны, настолько критична, что Президент своим указом на основании Федерального Конституционного закона ввёл ЧП. К распространению любого, даже самого опасного вируса это отношения не имеет.
Таким образом, к уже введённым в России ограничениям присоединится ещё и вооруженное нечто с невнятными полномочиями, которые не определены доступными для граждан нормативными правовыми актами.
Есть ли опыт введения ЧС в России в связи с эпидемией?
Да, такой опыт есть. На сегодняшний день режим ЧС на муниципальном уровне введён в четырёх населённых пунктах России: это город Абакан (с 19 марта 2020 года), Черногорск (с 27 марта) и Саяногорск (с 27 апреля 2020 года) в Хакасии, а также столица Республики Калмыкия - город Элиста (с 27 марта 2020 года).
На момент введения ЧС в Абакане и Черногорске были выявлены по 1 заболевшему COVID-19, в Элисте - 0 (ноль), а в Саяногорске - 14 человек с подтверждённым диагнозом. На сегодняшний день в Республике Калмыкия выявлено 167 случаев заболевания COVID-19, а в Хакасии - 184.
Ограничительные мероприятия, введённые властями Калмыкии и Хакасии, существенно не отличаются от тех, что введены, к примеру, в Московским регионе. Напротив, они менее суровы: приостановление проведения массовых мероприятий не сопровождается введением строгих ограничений перемещения граждан по территории. Гражданам рекомендовано не покидать своих жилищ, однако системы цифровых пропусков в регионах на данный момент не существует.
Информационное агентство Regnum приводит слова мэра Саяногорска, который объяснил введение режима ЧС тем, что это позволит оперативно расходовать средства резервного муниципального фонда на мероприятия, связанные с борьбой с инфекцией.
Из сказанного делаем вывод о том, что введение режима ЧС обусловлено не необходимостью каких-то новых особенных мер по борьбе с инфекцией, а необходимость изменения системы финансирования мероприятий, направленных на борьбу с распространением COVID-19. О финансовых нововведениях, которые ждут нас в случае введения режима ЧС - в нашем следующем материале.