Расположенная на склоне холма и завершенная ок. 682 г. н.э., пирамида имеет девять различных уровней, соответствующих, несомненно, девяти уровням Подземного мира майя.
Проведя археологическое исследование на вершине пирамиды в 1952 г. н.э., мексиканский археолог Альберто Рус обнаружил, что одну любопытно выдолбленную плиту в перекрытии одной камеры можно было снять, а под ней он обнаружил лестницу, которая спускалась в самое сердце здания.
У основания винтовой 65-ступенчатой лестницы, после того, как расчистили намеренно оставленные завалы и теперь глубоко внутри пирамиды, Руз добрался до единственной камеры, имеющей кронштейновую крышу, снаружи которой находились пять или шесть человеческих скелетов, почти наверняка жертвенных.
Очевидно, что здесь был похоронен кто-то важный.
Внутри богато украшенного склепа на наклонных стенах стояли девять лепных слуг и еще два из нефрита, стоявших рядом с самым замечательным артефактом комнаты. Это был саркофаг, увенчанный великолепно вырезанной плитой длиной 3,8 метра с изображением правителя майя, падающего в пасть к Сибальбе из подземного мира майя.
Наконец, открыв саркофаг, Руз обнаружил покрытые нефритом и киноварью останки величайшего из всех правителей Паленки, короля Пакала Великого.
Королю подарили мозаичную маску смерти из нефрита, похожую на мозаику из нефрита, и множество подходящих украшений, чтобы сопровождать его в следующей жизни.
Это было одно из величайших открытий в мезоамериканской археологии, и в конце концов оно доказало, что великие пирамиды майя были построены не просто как храмы, но и как гробницы великих правителей, как в древнем Египте.
К другим интересным особенностям гробницы относятся надписи на стенах, относящиеся к эпизодам правления Пакала (отсюда и современное название храма), узкий каменный дыхательный путь (психодук), который проходит прямо через пирамиду, чтобы соединить гробницу с внешним миром, и ровно 13 секций кронштейна, соединяющих гробницу с верхней камерой, что соответствует 13 уровням небес майя.
Таким образом, как и изображено на плите саркофага, вся пирамида была метафорой спуска Пакала через девять уровней подземного мира и последующего восхождения вверх по Мировому Древу и 13 уровням Неба, чтобы, наконец, достичь божественного статуса.
Гробница также интересна с архитектурной точки зрения, так как имеет уникальные каменные хачкары, без сомнения, потому что архитектор чувствовал, что обычные деревянные балки не будут достаточно прочными, чтобы выдержать большую массу каменной кладки наверху. Наконец, храм также примечателен как единственный известный пример пирамиды майя, построенной до смерти оккупанта.
Крестовая группа
Это коллекция из трех храмов - Храм Солнца, Креста и Фолиатного Креста, построенный в конце VII века н.э. и расположенный с трех сторон на площади. Каждый храм построен на приподнятой платформе, доступ к которой осуществляется фронтальным полётом монументальных ступеней, и каждый содержит параллельные галереи с кронштейнами, расположенными под прямыми углами, таким образом, создавая большую камеру. Все три храма также имеют большие конструкции крыши-комба.
Надписи в святилищах каждого из сооружений показывают, что они были построены в честь трех богов Паленки (известных только как GI, GII и GIII) королем К'ан Бахламом (Snake Jaguar) и посвящены в 692 году нашей эры.
Воцарение короля записано в табличках во всех трех храмах, а сам он изображен в возрасте шести лет и снова, когда его сделали королем, в возрасте 49 лет.
Три храма богаты изображениями и символикой майя. Внутренняя святыня Храма Солнца имела маску Солнца в его ночном аспекте, Ягуара Бога Преисподней. В святилищах Храма Креста и Солнечного креста было Мировое Древо, над которым находилась птица кетцаль.
Майя называли эти здания потовыми ваннами или пибналами - местами, имеющими церемониальное значение, особенно до и после родов.
Возможно, они символизируют рождение богов, и, взявшись за группу, они могут представлять Творение Майя.
Скульптуры и рельефы в целом подчеркивают роль короля как хранителя плодородия, кукурузы и дождя, а также они представляют собой четкую родословную между династией Пакал и богами.