Найти тему
Октагон.Медиа

Экономике России пора выйти из самоизоляции

Иллюстрация на обложке: Екатерина Селивёрстова
Иллюстрация на обложке: Екатерина Селивёрстова

Во вторник 28 апреля президент России Владимир Путин обсудит с губернаторами меры самоизоляции в регионах. От главы государства ждут новых установок относительно жёсткости режима, а также решения по общефедеральным выходным дням, которые заканчиваются 30 апреля. Премьер-министр России Михаил Мишустин уже поручил разработать предложения по поэтапной отмене ограничений для предпринимателей, но что делать с населением в целом? 

Социальный вице-премьер Татьяна Голикова на совещании с ведущими экспертами в сфере эпидемиологии и вирусологии призвала оценить возможность ослабления ограничительных мер, так как «население устало». Противоположного мнения придерживается глава Роспотребнадзора Анна Попова: России удастся избежать взрывного пика заражений коронавирусом, только если продолжить соблюдать ограничения в майские праздники. Бывший главный санитарный врач России, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко тоже за то, чтобы для группы риска – пожилых граждан – самоизоляция продлилась до конца майских праздников. Затем «природа будет делать свое позитивное дело», считает он. Решение, которое озвучит президент, будет результатом поиска золотой середины. 

В ситуации, когда никто не знает, как будет развиваться пандемия коронавируса и сколько времени она может продлиться, адепты «вирусной истерии» требуют продления самоизоляции на месяц и больше, а их оппоненты, видящие весь комплекс социальных и экономических проблем, настаивают на смягчении режима после майских праздников.

Казалось бы, веское слово в этом споре должны сказать специалисты – вирусологи и эпидемиологи. Но они воздерживаются от внятных прогнозов и оценок, пытаясь смотреть на проблему объективно. У них выходит, что, с одной стороны, «не стоит нагнетать страхи и драматизировать ситуацию», с другой – «такие эпидемии длятся по три-четыре месяца», то есть самоизоляцию нужно продлить ещё на пару месяцев.

Между тем ситуация «драматизируется» уже не из-за страха перед заражением. Сравнивая летальность и общее число заболевших в России с цифрами по США и Европе, люди не понимают, почему они должны сидеть в четырёх стенах и лишаться заработка, в то время как другие страны – при значительно большем числе заболевших и погибших – возвращаются к нормальной жизни.

Такие же вопросы задаёт российский бизнес. Почему в Европе открывают компании и в страну начинают завозить гастарбайтеров для сбора первого урожая, а наши гастарбайтеры лишены работы и с голодухи уже начинают нападать на продуктовые магазины?

Жители регионов интересуются, почему компаниям, которые принадлежат «системообразующим предпринимателям» и родственникам местных руководителей, работать можно, а все остальные граждане и их дети должны «сосать лапу»?

Об этом уже прямо говорили на недавнем митинге в Северной Осетии. В других регионах вопросы задают пока что только на своих кухнях. Но как долго можно выдержать режим антивирусной мобилизации, если экономика страны продолжит разрушаться, да ещё на фоне обвального падения цен на нефть?

Читать статью полностью