Найти тему
MediaFiction

В поисках факта. От пытки до шантажа - античные методы получения истины

Оглавление

фото с сайта www.liveinternet.ru
фото с сайта www.liveinternet.ru

Факт, то есть свершившееся, издавна считался синонимом истины. Ораторы использовали факты для доказательства или опровержения в своих речах еще с античных времен. Риторика, как способ убеждения недаром считается одной из основ будущей журналистики, поскольку именно риторы, заложили основы структуры, содержания речи и взаимоотношений автора с аудиторией. Однако путь к пониманию того, что именно факт должен являться основой публичного выступления устного или письменного занял многие столетия. А для многих публичных фигур - и журналистов в том числе, совсем не очевиден и в наше время.

Разберемся в вопросе о том, как факт приобрел свою ценность в античные времена, в эпоху риторики, которая тысячелетия назад заменяла собой журналистику.

Царица искусств

Греки называли риторику «царицей искусств», полагая, что ораторское искусство – самое могучее средство, способное управлять волей людей, менять их убеждения, призывать к действию, убеждать, одновременно доставляя удовольствие, вести к истине и справедливости, направлять к благой цели без насилия, как пастух направляет свое стадо к водопою не кнутом и палкой, а лишь силою слова и разума. Греция, родина ораторского искусства, достигла в нем совершенства задолго до того, как были воздвигнуты стены римского Форума и Цицерон заложил истинные основы политической речи. Собственно, фактам тогда придавали небольшое значение, отдавая предпочтение красоте речи, ее логике и высокому стилю. Особенно логике, в которой совершенства достигли ученики школы софизма.

Оратор выступает с речью перед гражданами Спарты
Оратор выступает с речью перед гражданами Спарты

Софисты несколько столетий оттачивали мастерство произнесения публичных речей, которые представляли собой сложнейший сплав красноречия, философии, логики и поэзии, дополняемый безупречным знанием истории, незаурядными способностями к актерскому лицедейству, изощренным умением приводить логические доказательства и опровергать аргументы соперников. Основой хорошей речи считалось ее логическое и стилистическое совершенство. Речи охотно использовали парадоксы, апории и сложные логические приемы. Зачастую речи софистов были похожи на фокус.

Метод. Властитель человеческих душ

Однако, в основе такой речи, которая сегодня может показаться изощрённой «игрой словами» лежала сугубая рациональность, а следствием её являлось достижение результата – убеждение массы и победа над соперником. Для оратора все методы были максимально практичны. Практичности вообще в те годы придавали особое значение. Недаром есть легенда о том, что Протагор из Абдеры, который первым стал обучать красноречию в школах Древней Греции, изначально был простым носильщиком хвороста. Однажды он попался на глаза величайшему философу древности Демокриту. Демокрит заметил, как Протагор удобно и удивительно красиво укладывает дрова в вязанки, и взял его в ученики... За практичность.

Долго принято было считать, что истинный оратор – это властитель человеческих душ, который талантлив, как гениальный зодчий или поэт, но при этом искушен в науках, как великий ученый, и имеет развитое философское мышление. И владеет методикой риторики для достижения цели.

Цицерон же считал, что метод ритора – это лишь средство, которым тот овладевает, тогда как сама риторика – божественный дар, помноженный на знания и труды. Недаром величайший оратор древности боготворил Исократа, поскольку не рационализм полагал тот высшей ценностью, не прагматический результат, а напротив, только лишь добродетель. Главной задачей ритора Исократ считал нравственное воспитание народа, поэтому оратор должен не только быть высоконравственным человеком, но и уметь отстаивать и доносить свою гражданскую позицию. Речи Исократа порою соперничают с поэзией, они совершенны, выстроены, и хоть отчасти наставительны и монотонны, но с древности до сей поры служат образцом для панегириков и хвалебных речей.

Диалектика или искусство?

Существовало два подхода к составлению речей - рациональный, диалектический и художественный. Юриспруденция, где на кону стоят судьбы людей, а порою и сама жизнь, использовала и использует риторику как инструмент, однако в ней, как в науке о разбирательстве и споре на основании фактов, больше диалектики, чем искусства. Наука же о речи и ее украшениях — область искусства. Знаменитый учитель ораторов Зенон часто показывал ученикам различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а раскрывая руку и раздвигая пальцы, — что такую ладонь напоминает красноречие.

Цицерон
Цицерон

Одним из основоположников использования доказательного и непреложного факта в риторике стал Марк Туллий Цицерон , юрист, политик, первый консул Римской республики, изгнанник и величайший оратор. Далеко не все ораторы могли использовать факты с таким совершенством, как Цицерон. Свои речи он обдумывал и готовил очень тщательно, справедливо полагая, что оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, грацию и жесты великих актеров. Но более всего он ценил доказательства. В античной риторике считалось, что их существует два типа: внутренние и внешние. Первые являются логическими. Это логические цепочки, сопоставления, выводы и заключения, которые сами по себе не очевидны и которым нужно придать весомость и убедительность речью. Доказательства внешние – это как раз и есть факты, то есть проверенная информация: свидетельские показания, документы и так далее. Консул мастерски использует такие сведения в своих речах, поэтому он всегда достигает своей цели и побеждает в судебных процессах… Кстати, кроме Цицерона слово informatio в значении «проверенный факт, точное представление о чем-либо, основанное на истине», мало кто из ораторов употреблял до Цицерона.

Informatio – латинское слово, обозначающее разъяснение, изложение, истолкование, а также осведомление о чем-либо. Существует версия, что термин «информация» в современном понимании впервые использовал именно Цицерон в своих трактатах об искусстве риторики.

-4

Факты для своих речей Цицерон добывал исключительно законными методами, которые сегодня бы показались несколько вольными: из свидетельских показаний, то есть сведений, изложенных очевидцами и участниками событий, а также из документов, писем, всякого рода клятв и присяг, которые даны добровольно или под пыткой… По закону Рима рабы и упорствующие должны были давать показания только под пыткой - таковы были непреложные правила дознания… Иногда показания получали под давлением или путем шантажа. На мелочи морали ради истины тогда внимания не обращали. Показания тщательно записывались, иногда с применением техники скорописи - стенографии.

Стенография – скоропись, способ быстрой записи устной речи при помощи специальных знаков, заменяющих целые слова. Происходит от двух греческих слов: стенос (στενός — «узкий, тесный») и графо (γράφειν — «писать»). По некоторым сведениям, элементы стенографии применяли еще в Древнем Египте, используя для записи речей фараонов, а потом в Греции и Древнем Риме. Считается, что принцип стенографии окончательно ввел в оборот римский грамматик Тирон (отсюда название «тиронские знаки»), впервые применив систему сокращения слов. Это специальные знаки, основанные на прописных буквах римского алфавита. Тирон использовал их для записи мыслей и речей Первого консула Римской империи Марка Туллия Цицерона, будучи его секретарем. По свидетельству историка Плутарха, впервые использовал стенографию на практике римский политик Марк Порций Катон-младший в своей обвинительной речи против Катилины 5 декабря 63 года до н.э. Стенография использовалась практически до наших дней во всех сферах деятельности, где требовалась точная фиксация устной речи: в журналистике, в политике, в юриспруденции и т. д..
Цицерон выступает с речью против Катилины в Римском Сенате
Цицерон выступает с речью против Катилины в Римском Сенате

В следующей публикации мы расскажем о том, как при помощи фактов, полученных Цицероном (законно и под пыткой) появились его знаменитые речи Катилинарии, произнесенные им перед Римским Сенатом против политического противника и заговорщика Луциия Сергия Катилины. Тем более, что эти речи цитируют до сих пор, например - "О времена! О нравы!"...