Найти тему

Скульптура ар деко: Эрте и его "куколки"

Роман Тыртов  в своей студии,  1986.  Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Роман Тыртов в своей студии, 1986. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Роман Тыртов, известный под псевдоним Эрте, - удивительный человек, сохранивший бодрость духа до 98 лет - до того момента пока Харон не перевёз его через Стикс. И это случилось в 1990-м году, который многим из нас кажется вполне обозримым и достаточно близким. Эрте всю свою жизнь работал в стилистике ар деко. Художник, de facto, был не только рупором стиля , но и "живым наследием". Его выразительный язык, сформированный эстетикой 1920-1930-х годов, оказался востребованным и через двадцать, и через пятьдесят лет.

Эрте, хромолитография "На авеню",  1985. 25.25 x 29.75 см.  Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, хромолитография "На авеню", 1985. 25.25 x 29.75 см. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Эрте не страшился нового, и вне зависимости от сферы - мода. дизайн, кинематограф, - используя карандаш, бумагу, акварель, он создавал запоминающиеся образы современников. Они были трогательно-наивные, волнующе-эротичные или эффектно-эпатажные - разные, но всегда изысканные. Когда интерес к стилю ар деко получил "второе дыхание", художник решился на очередной эксперимент - воплотить любимые образы, созданные несколько десятилетий назад, в пластике, в бронзе, использовав популярную форму кабинетной скульптуры.

Эрте "Улица мира", бронза,  окрашивание, 1982. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте "Улица мира", бронза, окрашивание, 1982. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

"Прежде чем я приступаю к проектированию, каждая деталь должна созреть в моём сознании, я выполняю её без каких-либо отклонений, потому что концепция стала реальностью, " - напишет в своих мемуарах Эрте. - "Я наполняюсь чувством волнения всякий раз, когда вижу и прикасаюсь к бронзе, благодаря которой я смог увидеть, как мои рисунки, мысли, идеи и мечты обретают жизнь",

Технология, которую использовал мастер - техника "тающего воска" или "исчезающего воска". Суть технологии - в следующем. Сначала создаётся модель из глины. Глина - пластичный материал, поэтому возможно внести коррективы в момент работы, добиться нужной выразительности скульптуре. После этого изготавливается гипсовый слепок и по нему выполняется гибкая резиновая форма. Расплавленный воск заливается в резиновую форму, производя верное восковое литье скульптуры. Эта отливка затем проверяется на детализацию и очищается, после чего восковая отливка погружается в ванну с глиняной массой.

Через несколько дней, когда керамическая форма-болванка высыхает, её нагревают, воск расплавляется и вытекает через отверстие в форме, оставляя на мест воска нужную полость (отсюда и название технологии - "тающий воск", исчезающий воск"). Затем форму аккуратно обжигают в муфельной печи. После её затвердевания производится заливка расплавленной бронзы в полость. Когда бронза остынет, керамическая форма осторожно разламывается. Бронзовую скульптуру подвергают пескоструйной обработке и механическому шлифованию, что позволяет убрать дефекты. Затем скульптура обрабатывается химическими веществами, окрашивается.

Скульптуры Эрте, получившие в прессе милое название - "куколки", были рукотворны, но производились сериями, наполненность которой варьировалась, но не выходило выше 500 экземпляров. Обычно у каждой модели на постаменте указана нумерация, и чем ближе к началу счёта, тем выше стоимость скульптуры. Хотя именно серийность позволяет появляться фальсификациям, но это тема отдельного разговора.