Великая княжна Александра Павловна родилась 29 июля 1783 года и была старшей дочерью и третьим ребёнком в семье великого князя Павла Петровича. Рождение девочки не обрадовало царственную бабку, императрицу Екатерину. По ее собственному утверждению, она любила мальчиков больше, чем девочек.
По отзывам современников, императрица недолюбливала свою первую внучку - ей не нравились характер и внешность маленькой княжны. Но постепенно сердце суровой бабушки смягчалось, а Александра Павловна в свою очередь была к ней очень привязана. Екатерина с удовольствием отмечала все способности внучки, а также ее радовало и то, что девочка с годами похорошела.
Александре Павловне исполнилось 11 лет и бабушка задумалась о ее замужестве. Возник проект выдать русскую великую княжну за шведского короля Густава IV Адольфа. Жениху на тот момент было 14 лет.
В октябре 1793 года начались официальные переговоры, Александру Павловну начали обучать шведскому языку и готовить к роли будущей королевы.
Но время шло, переговоры ни к чему не приводили, а два года спустя шведский двор объявил о помолвке юного короля с одной из европейских принцесс. Можно себе представить как была уязвлена Екатерина и в каком положении в глазах общества оказалась Александра Павловна. В 1796 году король передумал жениться и переговоры вновь возобновились. Густав Адольф прибыл в Петербург, познакомился с невестой и нашел ее очаровательной. Они много танцевали, беседовали, затем король официально попросил руки великой княжны.
Однако существовал один пункт договора, по которому не желала уступать ни та, ни другая сторона - вероисповедание будущей шведской королевы. В конце-концов шведы пошли на уступки, но в день подписания брачного договора оказалось, что статьи о сохранении православной веры Александрой Павловной в нем нет. Король не покидал своих покоев, несмотря на уговоры, и невеста вместе с родными прождали его больше четырех часов. Представьте, что могла чувствовать в этот момент Александра Павловна? Екатерина переживала не меньше: после отказа короля с ней случился легкий апоплексический удар.
После смерти Екатерины устройством судьбы дочери занялся ее отец Павел I. Как оказалось, первая попытка ничему не научила. Вновь переговоры о вероисповедании зашли в тупик, на сей раз окончательно. Шведский брак русской княжны не состоялся. А женитьба шведского короля сделала невыносимой жизнь Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Густав IV Адольф взял в жены ее младшую сестру. Всю вину Мария Федоровна возложила на Елизавету Алексеевну, а император не раз "позволял себе по этому поводу резкие и колкие выходки против невестки".
И, казалось бы, первые переговоры о браке должны были показать, сколь принципиален может быть вопрос о вероисповедании и что в европейских домах отношение к православной невесте не всегда будет доброжелательным, но через три года возник проект брака с австрийским эрцгерцогом.
В 1799 году состоялось обручение Александры Павловны и эрцгерцога Иосифа. На этот раз все же был подписан брачный договор, по которому Александре Павловне предоставлялась свобода вероисповедания. Но все же чувствовалось, что счастья этот брак не принесет.
"Поверьте мне, что не к добру затеяли укреплять союз с австрийским двором узами крови. … Из всех сестёр своих она будет выдана наименее удачно. Ей нечего будет ждать, а детям её и подавно" (граф Фёдор Васильевич Ростопчин)
И он не ошибся. Хотя супруг любил Александру Павловну, все же его влияния было недостаточно, чтобы защищать ее. В Вене ей оказали холодный прием, императрица невзлюбила ее. И, несмотря на брачный договор, Александру Павловну весьма настойчиво убеждали сменить веру. Когда она забеременела, отношение не улучшилось. Врач был груб, повара готовили блюда, которые Александра Павловна не могла есть. Роды продолжались несколько часов и совершенно измучили женщину. Дочь попытались спасти, однако ребенок через несколько часов умер. Узнав о смерти дочери, Александра Павловна сказала:
«Благодарение Богу, что моя дочь переселилась в число ангелов, не испытав тех горестей, которым мы здесь подвержены».
А 4 марта 1801 года она сама скончалась от послеродовой горячки. Организовать ей достойные похороны австрийский двор не спешил - дело в том, что Александра Павловна была очень популярна в Венгрии, где проживала со своим супругом. А там больше распространение имела именно православная вера, та самая, за которую великую княжну преследовали при жизни. Церемонию захоронения даже планировали проводить ночью, однако духовник Александры Павловны настоял на своем. Сначала она была захоронена на капуцинском кладбище, а позднее перезахоронена в деревне Ирём, недалеко от Буды.
P.S. Брак Александры Павловны был единственным семейным союзом между представителями династии Романовых и Габсбургов.
Спасибо за ваше время, внимание, за лайки и комментарии! Всегда рада новым читателям! Подписывайтесь на канал!
Visu labu!