Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.
Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.
История появления методики
Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.
При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.
Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.
Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.
Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.
Философия Монтессори-педагогики
Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".
Это обосновывается такими тезисами:
Ребенок от рождения — уникальная личность.
Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.
Суть методики
Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.
Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
По Монтессори недопускается:
сравнение детей;
соревнование между ребятами;
оценка ребенка по общепринятым критериям;
применение поощрений и наказаний;
принуждения.
Принуждение исключается естественным образом:
каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.
Дети сами выбирают:
темп и ритм получения опыта и знаний;
длительность уроков;
учебный материал;
направление своего развития.
Поэтому педагогам нужно только:
Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
Всегда уважать выбор ребенка.
Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
Создавать комфортную окружающую среду.
Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
Не создавать себе подобных личностей.
Не корректировать процесс обретения самостоятельности.