Есть ли отличия между пейзажем и портретом, их практически нет, считает нью-йоркский фотограф Дэвид Зиманд: "Портретная съемка имеет много общего со съемкой пейзажей. В обоих случаях мы имеем дело с рельефной поверхностью, множеством особенностей и мелких деталей".
Дэвид работает в самых разных жанрах, от съемки свадеб и еды, до фэшн и уличной фотографии. Но портрет всегда занимал особое место в его творчестве. Съемка портрета — это гораздо больше, чем просто фиксация того, что видит глаз. Это очень личный и даже философский опыт.
Личный опыт.
"Портрет позволяет мне больше понять и узнать о человеке", — говорит Дэвид. "На лице есть много деталей, которые что-то говорят о характере человека, его эмоциях. Очень много информации, иногда даже слишком много информации. С помощью объектива, я могу проникнуть во внутренний мир того, кто находится передо мной."
Появление в 2013 году объектива ZEISS Otus 1.4/55 стало поворотным моментом в творчестве Дэвида. До этого он в основном снимал на большой формат (размер кадра 4х5 дюймов или больше). Но после того, как увидел первые результаты работы объектива ZEISS Otus 1.4/55 на камере Sony A7RII, он был сильно впечатлен. И сегодня это единственный объектив, который он использует для съемки портретов.
Роскошная детализация, впечатляющий результат.
Каждый фотограф стоит перед выбором оптики — или "кисти для светописи", как это называет Дэвид, — которую он хочет использовать. "Что делает мой объектив таким мощным инструментом для творчества, это его способность создавать множество тональных градаций, эти бесконечные переходы между черным и белым, передавая их так точно и плавно. ZEISS Otus 1.4/55 раскрывает детали с микроскопическим уровнем детализации, превышающим то, что может увидеть человеческий глаз, но сохраняет эмоциональное воздействие."
Хорошим примером этого является портрет Мааян Зильберман, художницы и кондитера, выпускающего собственную линию конфет Sweet Saba. Дэвид познакомился с ней несколько лет назад на улицах Нью-Йорка: "Я был очарован ее внешностью и сразу пригласил на съемку."
Дэвид часто делает акцент на взгляде человека, и фотографии Мааян не исключение: "Глаза — это зеркало души, и я стараюсь показать это в своих работах". Изображение наполнено деталями и тональными переходами. Можно увидеть каждую веснушку на руке и лице Мааян, а на следующем кадре ресницы, седые волосы, крошечные безделушки на рукаве, и мелкие детали в тени.
"И хотя я не могу утверждать это наверняка, но мне кажется, что из-за высокого микроконтраста и очень плавных тональных градаций ZEISS Otus 1.4/55 обладает большим динамическим диапазоном, по сравнению с другими объективами. Это делает снимок более детализированным."
Печать фотографий большого формата.
"Мои возможности по увеличению размера отпечатка вышли на новый уровень. Камера Sony имеет 42 мегапикселя, но с объективом ZEISS Otus 1.4/55 я могу повысить разрешение конечного изображения до 150 или 200 мегапикселей, без какой-либо очевидной деградации качества. Многие скажут, что в этом случае невозможно сохранить детализацию, но когда я это делаю, она там есть. Вы можете увеличить картинку до размера рекламного щита, и она все равно будет содержать детали. Это умопомрачительно. И красноречиво говорит о разрешающей способности объектива."
Рассказать личную историю.
Портретная съемка для Дэвида повод и форма рассказать что-то о жизни своих моделей. Один взгляд, и вы чувствуете — у этого человека непростая судьба. Колючие глаза контрастируют с мягкими на вид губами, драматическое освещение усиливает эту противоречивость: один глаз залитый светом выглядит напряженным, но дружелюбным. Другой, скрытый в тени — зловещим.
Это Лиор Раз, один из создателей и звезда популярного израильского телесериала «Фауда». Как большой поклонник сериала, Дэвид связался с Лиором, и пригласил его на фотосессию. Оказалось, что сценарий сериала основан на историях из его жизни: до того, как Лиор покинул израильскую армию и поступил в театральное училище, он был членом элитного спецподразделения, проводившего секретные операции. Длинный глубокий шрам над его глазом, возможно является ключом к этому прошлому. "Лиор — интересный человек с необычной судьбой. Его эмоциональный портрет показывает через какие испытания он прошел".
Ручная фокусировка: ты словно за рулем спорткара.
Чтобы передать особенности характера и внутренние эмоции такого человека как Лиор, требуется высокая концентрация внимания, и Дэвид считает что ручная фокусировка подходит для это лучше всего.
"Кольцо ручной фокусировки, как ручка переключения механической коробки в спортивном автомобиле. Он входит в крутой поворот, ты чувствуешь дорогу, все под твоим контролем. То же самое и с объективом ZEISS Otus 1.4/55. В наше время многие снимают без особых раздумий, и не понимают возможностей ручного фокуса. Но именно он позволяет мне делать резким, с хирургической точностью, то что я хочу. Мне не получить этого с автофокусом. А с ZEISS Otus 1.4/55, я могу сфокусироваться даже на лету."
Фокусировка на лету — это именно то, что помогло Дэвиду, когда он фотографировал французскую актрису Летицию Эдо, и американского режиссера и продюсера Райана Эгголда. Кадр был сделан за доли секунды до того, как Эдо и Райан даже осознали это. Дэвид ценит такую универсальность в фокусном расстоянии 55 мм.
“Многие утверждают, что фокусное расстояние от 85 мм и выше, лучший выбор для портрета. Я не согласен. 85 мм — это больше про возможность отделить объект съемки от фона, и сделать акцент на предмете, что я тоже люблю. Но на мой взгляд 50мм объектив более правильный выбор для портретов которые я делаю: он позволяет сфотографировать человека в окружающем его пространстве с достаточной расфокусировкой, или наоборот с большой глубиной резкости. ZEISS Otus 1.4/55 дает мне больше информации для съемки — это не только крупный план, но и обстановка вокруг человека."
В этом случае получается не просто портрет двух людей, а ощущение игривости и кокетства, которое излучает мощную эмоциональную энергию. “Я представил их друг другу, они быстро проявили взаимный интерес, и между ними пробежала искра, которую я редко видел своими глазами”, - сказал Дэвид.
Матрицы цифровых камер постоянно совершенствуются, но Дэвид уверен, что ZEISS Otus 1.4/55 еще долго будет оставаться его надежным компаньоном, независимо от того, в каком направлении будут развиваться технологии. “Для меня это очень важно, — говорит он. — Я предпочитаю вкладывать деньги в то, что может быть использовано на разных системах. Прежде чем что-то купить, я всегда спрашиваю — подойдет ли мой ZEISS Otus 1.4/55?”
Об авторе.
Трудно найти фотографа, более увлеченного ZEISS, чем Дэвид Зиманд. У его деда было более 100 камер и объективов, включая некоторые модели ZEISS, и маленький Дэвид был ими очарован. Он получил свою первую камеру, когда ему было 8 лет, и в конечном итоге сделал фотографию делом всей своей жизни. Выпускник Школы Музея Изящных Искусств в Бостоне, сейчас Дэвид живет недалеко от Нью-Йорка. Его фотографии использовались в многочисленных публикациях, а среди его клиентов много самых известных имен. Когда Дэвид не стоит за камерой, его можно найти изучающим айкидо, которым он занимается около 30 лет.
Оригинал статьи на lenspire.zeiss.com