Найти в Дзене

Смерть Петра Великого - династия в раздрае? Кто из семьи унаследует трон?

28 января 1725 года Петр Великий, последний русский царь всея Руси и первый российский император - умирает, не назвав наследника, и оставив после себя жену Екатерину (с которой незадолго до этого насмерть поссорился, ибо уличил в измене), двух дочерей от Екатерины - Анну, невесту герцога Голштинского, и Елизавету; а также двух внуков от нелюбимого сына Алексея - Наталью и Петра. Согласно общепринятым традициям и законам, правителем должен был стать 10 - летний Петр Алексеевич, сын царевича Алексея, под руководством регента, как единственный мужчина в династии по прямой линии (там и по боковым-то никого не было ).

Царевич Петр Алексеевич, единственный мужчина династии
Царевич Петр Алексеевич, единственный мужчина династии

Подобного рода случаев малолетства правителя было много: сын Рюрика Игорь остался совсем маленьким без отца, и рос при регенте князе Олеге; его сын Святослав также с трех лет был формальным правителем при регентстве матери, княгини Ольги; Дмитрий Донской осиротел в девять лет, но стал великим князем Московским и Владимирским под опекой главы РПЦ митрополита Алексия и бояр; Иван Третий был реальным соправителем слепого отца Василия Второго Темного чуть ли не с десяти лет, а в 12 командовал войском; долгожданный сын Василия Третьего от Елены Глинской Иван Грозный остался без отца в три года, а после пятилетнего регентства матери- круглым сиротой в восемь лет вместе с младшим братом пятилетним Юрием, который был слабоумным. Единственным, кто опекал мальчика, был митрополит Макарий. Но это было давно...

 Потеряв старшего сына и не имея толкового кровного родича мужского пола, Петр издал новый указ о престолонаследии, по которому мог назначить преемником кого угодно, даже из лиц вне династии. Это и привело к так называемым дворцовым переворотам, которые продлились с 1725 по 1762 год.

Пока Петр умирал, его окружение разделилось на две группировки. Первая группа - худородных сподвижников Петра, типа Меншикова- они выступали за Екатерину.

Меншиков планировал рулить безграмотной Екатериной как ему вздумается и сам управлять государством. К тому же большинство этих лиц входило в Сенат, приговоривший царевича Алексея к смертной казни, и теперь они обоснованно боялись мести со стороны его сына, великого князя Петра Алексеевича.

Вторая - родовитая аристократия типа Голицыных и Долгоруковых, которые были при Петре отодвинуты в сторону и бесились, глядя на незнатных выскочек на высоких постах. Эти Рюриковичи и Гедиминовичи голубой крови хотели вернуть все как встарь, и в свою очередь управлять десятилетним императором.

Победила первая группировка, Меншиков через Екатерину пришел к власти. Та абсолютно не хотела заморачиваться государственными делами и достаточно быстро, в 1726 году, создала новый управленческий орган - Верховный Тайный Совет (ВТС) во главе с Меншиковым. Сама же императрица Екатерина стала предаваться развлечениям, балам и пирам. Подорванный таким бурным образом жизни организм сказал ей "сорри..." и Екатерина скончалась, процарствовав около двух лет. Перед этим она успела выдать дочь Анну замуж и спровадить молодоженов в Голштинию (при этом они подписали отказ от прав на престол), а ее дочь Елизавета пока просто радовалась жизни, не особо размышляя о будущем.

Голубокровки радостно подняли головы, но не тут-то было!! Меншиков снова их обскакал.

Вырвав у умирающей Екатерины завещание о передаче трона 12летнему Петру, он оговорил в завещании условие о женитьбе великого князя на его старшей дочери Марии. Таким образом, Александр Данилович, будучи без пяти минут тестем главы государства и считая свои позиции незыблемыми, предвкушал многолетнее безоблачное регентство. 

Александр Данилович Меншиков
Александр Данилович Меншиков

Голубокровки злобно взвыли, но пока им было не тягаться с ним. Торговец пирожками опять облапошил высокородных потомков русских великих князей и польско-литовских правителей.

Быстренько провернув помолвку (новоиспеченному императору Петру было глубоко пофиг), Меншиков забрал правителя к себе во дворец на Васильевском острове и нанял учителей, пытаясь набить в пустую царскую голову хоть каких-то знаний. Царская голова, до этого вообще не обремененная образовательным процессом, упорно сопротивлялась. И тут... Меншиков заболел. Сильно и серьезно.

Голубокровки восторженно заорали: "Ааааааааааааааа!! Есть справедливость на этом свете!", и моментально пригребли молодого и глупого императора к себе. Особо шустрым оказался большой клан Долгоруковых, который быстренько восстановил Петра Второго против будущего тестя, а также вечно таскал его по охотам и пирушкам, активно и якобы случайно подсовывая ему под нос юную прелестницу Катерину Долгорукову. В какой-то момент они едва не прогорели: Петр умудрился всерьез влюбиться в свою тетку, цесаревну Елизавету Петровну!!! но как-то разрулили сие...

Страна не управлялась вообще. Те, кто был у власти, гребли как не в себя, а император вообще ни о чем не задумывался. Зачем строить флот, ведь это большие деньги? А давайте столицу обратно в Москву перенесем, ведь старые обычаи -так хорошо? и вообще, там классные места для охоты! ВТС возглавили Долгоруковы и Голицыны.

В итоге, когда проболевший несколько месяцев Меншиков явился в императорский дворец, его чуть ли не спустили с лестницы. Арест, конфискация всего, разрыв помолвки - и ссылка в далекий сибирский город Березов со всей семьей. Так оборвался высокий полет главного сподвижника и ближайшего друга Петра Великого.

Маячившая перед императорским носом Катька Долгорукова маячила не зря: ее объявили царской невестой и бегом-бегом сварганили помолвку.

Царская невеста Екатерина Долгорукова
Царская невеста Екатерина Долгорукова

Но незадолго до свадьбы Петр сильно простудился, а расшатанный вечными взрослыми попойками и гулянками подростковый организм справиться с болезнью не мог. Простуда перешла в оспу. И утром, в день своей свадьбы, 19 января 1730 года, четырнадцатилетний император умер.

Династия Романовых оборвалась по прямой мужской линии. Вообще. Совсем. Мужчин в династии не осталось. Абсолютно.

ВТС глубоко задумался - ладно, мужчин нет, посадим женщину, но кого? Кого?