Гай Марий (ок. 157-86 гг. до н.э.) был выдающимся военачальником и политиком, прославившимся тем, что спас Рим от краха катастрофы. Однако, к сожалению, его имя сохранилось в относительной неясности лишь потому, что его достижения были затмлены его окончательным падением.
Несмотря на его многочисленные проступки, о нем следует помнить и за ошеломляющие политические и военные успехи, а также за тот неизгладимый отпечаток, который он оставил в Риме.
Ранняя жизнь
Примерно в 157 году до н.э. Марий родился в плебейской семье в итальянском поселении Цереэте, недалеко от Арпинума. Ни один из предков Мариуса никогда не был избран на римскую политическую должность, и он даже утверждал, что вырос в нищете, а это означало, что от него не ожидали всерьез стать важным человеком.
В раннем возрасте он вступил в римские легионы и служил честно. В раннем возрасте он вступил в римские легионы и честно служил. Затем, разобравшись в отношениях с влиятельными римлянами и выразив свою почетную воинскую службу, он вышел на политическую арену и поднялся по политической лестнице - проклятию чести.
Сначала он был избран на военную трибуну, затем на трибуну плебеев в 119 г. до н.э., претором в 115 г. до н.э., а затем был назначен правителем провинции Дальняя Испания.
На протяжении всей своей ранней политической карьеры он доказывал, что является адептом и добросовестным политиком. На самом деле Мариус "занимал должность за должностью, всегда так ведя себя в каждой из них, что его считали достойным более высокой должности, чем та, которую он занимал" (Sallust, "Война с Югуртой", 63,5).
Югуртинская война
После его губернаторского правления политическая карьера Мариуса временно застопорилась. Тем временем он женился на патрицианке по имени Юлия, которая позже хвалилась известным племянником Юлием Цезарем, но перерыв Мариуса из общественной жизни был кратковременным.
В 109 г. до н.э. консулу Квинту Цецилию Метеллу было поручено завершить продолжающийся неловкий конфликт с коварным нумидийским царем Югуртой. Метелл, в свою очередь, назначил Мариуса своим наследником, что предоставило ему огромные возможности. Они отправились в Африку, где прошли переподготовку легионов и попытались вступить в бой с Югуртой, но, в конце концов, Марий пришел к выводу, что Метеллусу не хватает лидерства, а его стратегия слишком консервативна.
МАРИЙ НЕБЛАГОДАРНО ЛИШИЛ МЕТЕЛЛУСА НУМИДИЙСКОГО КОМАНДОВАНИЯ, А ЗАТЕМ ПЕРЕДАЛ ЕГО САМОМУ СЕБЕ.
Итак, Марий отправился в Рим, где он реализовал эффективную стратегию кампании, заключающуюся в пособничестве низшим слоям общества и тщательной демонизации аристократии. Его уловка сработала, и он был громко избран в консул 107 года до нашей эры. Затем он согнул свою политическую мускулатуру, неблагодарно лишил Метелла Нумидийского повеления, а затем передал его самому себе.
Марий быстро набрал гораздо большую армию, включая добровольцев из беднейших слоев населения, что противоречило римской политике, и изменил нумидскую стратегию. Затем он отправился на борьбу с Югуртой.
Вскоре Марий нанёс поражение югуртинской коалиции, в результате чего десятки тысяч врагов Рима были убиты и оказали давление на союзников нумидов. К 105 году до н.э. один из предполагаемых друзей Югурты согласился захватить и передать проницательного, хотя и осажденного царя римлянам, а один из способных офицеров Мариуса, Сулла, проконтролировал последнюю капитуляцию Югурты.
Как только Югурта оказалась в плену у Мариуса, это стало сигналом к окончанию конфликта, во многом благодаря военным операциям Мариуса и увеличению войск.
Кимбрическая война
На празднование было мало времени, потому что появилось могущественное северное варварское племя, называемое Кимбри, и поставило под угрозу Республику. Кимбри установило страшный союз с Тевтонами, Амбронами и другими, чтобы бросить вызов Риму.
В ответ на это в 105 г. до н.э. Мариус был заочно избран во второе консульство неконституционным путем, и перед ним была поставлена задача защитить Республику от варварской коалиции. Отпраздновав великолепный римский триумф, Марий отправился со своей армией на север, обучил их и подготовился к походу, который мог бы определить судьбу Рима, но варварский альянс прибыл не так, как ожидалось.
Он ждал пару лет, и каждый год римский народ неконституционно переизбирал его консулом.
Наконец, в 102 г. до н.э. разведчики Мариуса сообщили о наступлении варваров в двух, возможно, трех колоннах. Мария поспешил на встречу с соплеменниками, но он прозорливо решил задействовать племена по отдельности и только после того, как каждый из них совершил стратегическую ошибку.
Сначала он разгромил и методично вырезал Амбронов, а затем и тевтонов в окрестностях Aquae Sextiae. Затем, после переизбрания в качестве консула в 101 г. до н.э., Марий вступил в столкновение с Кимбри и систематически убивал их, положив конец затянувшемуся конфликту.
Во время этой одиночной войны римляне убили около 360 000 человек и арестовали еще 150 000, которые были быстро проданы в рабство.
Военные реформы
Во время долгого пребывания Мариуса на посту командующего войсками, он оказался новаторским генералом, который провел много реформ. Некоторые из них оставались в легионах в течение многих лет. Готовясь отправиться в Африку, чтобы вступить в столкновение с Югуртой, он записал в свою армию римлян всех классов, в том числе и бедных. Это противоречило римской политике.
Во время Кимбрической войны он стремился избавить свою армию от как можно большего количества медленно передвигающихся вьючных животных, чтобы его войска были быстрыми и проворными. Таким образом, он требовал, чтобы его легионеры перевозили большую часть своих запасов.
Хотя многие солдаты жаловались на это дополнительное бремя, это оказалось здравым смыслом и эффективной реформой, которая стала постоянной.
В меньшем, чем тактический ход, Марий также вменяется в вину человеку, который начал привычку только превосходить римских легионеров по стандартам с серебряным орлом. Первоначально эталоны украшались изображением любого из множества животных, но благодаря Марию орел стал долговечной опорой легионов.
Продолжение истории великого полководца читайте в следующей статье!