В другой статье я уже рассказывал, насколько опасной и непредсказуемой была жизнь османских правителей. Неудивительно, что многие них стремились тем или иным способом избавиться от постоянного стресса. Временами это приводило к разрушительным последствиям, как для самих султанов, так и для их подданных.
Как известно, ислам не одобряет употребление алкоголя. Есть, впрочем, знаменитая поговорка, что под крышей дома Аллах пьющего не видит. Алкоголь султанам доставляли христианские и еврейские купцы, так как мусульманским иметь дело с «нечистым продуктом» запрещалось. Создавалась забавная ситуация, когда подданных сурово наказывали за пьянство, а султаны устраивали грандиозные попойки, несмотря на свой статус защитников ислама.
Сохранить пагубные пристрастия обитателей дворца в тайне было невозможно. Сына и преемника Сулеймана Великолепного Селима II придворные прозвали пьяницей. Существует версия, что военная экспедиция на Кипр была организована из-за того, что султан особенно сильно любил местные вина. Однажды после веселой пирушки Селим пошел в баню, поскользнулся на мраморных ступенях и свернул себе шею, так завершилось его недолгое правление.
Бывало, что крики и музыка из дворца заглушали голос муэдзина Айя Софии. Если султан был харизматичен и успешен на войне, подданные смиренно сносили его разгульный образ жизни, но как только дела империи ухудшались, хозяину дворца мигом припоминали все прегрешения. Иногда свое веское слово говорили женщины из гарема.
Сильно напившись, султан Ибрагим рассорился со своей женой. Под горячую руку попал и малолетний наследник (будущий Мехмед IV): шрам на голове Мехмеда остался на всю жизнь. Мать султана больше не могла терпеть пьяные припадки сына. Валиде подговорила недовольных янычар и мусульманских богословов свергнуть Ибрагима. Его казнил тот же палач, который раньше расправился с сановниками, не угодившими пьяному султану.
В 18 веке иностранные дипломаты все чаще стали называть Османскую империю больным человеком Европы. Финансовые дела ухудшались, казна пустела, военные поражения следовали одно за другим. В ситуации, когда управление государством превратилось в один сплошной стресс, султаны пытались решать проблемы старыми банальными средствами – большими объемами алкоголя.
Султан Махмуд II взошел на трон во время шестилетней войны с Россией, пережил янычарский мятеж, отделение Греции, еще один конфликт с Россией, когда русские войска подступили вплотную к Стамбулу, а последние 10 лет жизни безуспешно воевал с Египтом, войска которого заняли Сирию и подошли к азиатскому берегу Босфора. Личные врачи тщетно пытались избавить султана от пристрастия к выпивке. Иногда он напивался до такой степени, что был не в состоянии принимать своих министров и зарубежных послов. Даже проблемы со здоровьем не заставили Махмуда отказаться от алкоголя.
Его сын Абдул-Меджид вышел победителем из Крымской войны с Россией, но страна была разорена. Османская империя не могла больше платить по долгам и объявила банкротство. Зарубежные кредиторы получили полный контроль над государственными финансами. Консерваторы критиковали султана за пренебрежение исламскими традициями, либералы за неудачные реформы. Абдул-Меджид все меньше появлялся на публике, а в его дворец регулярно доставляли дорогие вина. Проблему алкоголя осложнил туберкулез. Султан умер, не дожив до 40 лет.
Из-за обилия нездоровой пищи многие представители династии страдали от подагры и ожирения. Долго мучился от подагрических болей Сулейман Великолепный. Отправляясь в свой последний поход в Венгрию, султан не смог сесть на коня, и его пришлось везти в крытой повозке, наподобие тех, которыми пользовались женщины-аристократки. Подагрой страдал и Мурад IV, последний из Османов, проявивший себя в качестве искусного полководца. Здоровье начало подводить Мурада очень рано. Огромную роль сыграли частые запои. Умер султан в 27 лет.
С 17 века, когда мир принцев сузился до пределов клетки, небольшого помещения внутри дворцовых стен, проблемы со здоровьем стали постоянными спутниками династии Османов. Отсутствие достаточной подвижности, переедание, сладости и стресс из-за постоянного страха за свою жизнь делали свое дело.
Вместе со здоровьем султаны начали терять уважение со стороны подданных и армии. Янычары не скрывали неприязни к Мехмеду III из-за его тучности и неспособности держаться в седле. Султан затаил обиду, но боялся бросить вызов янычарам, зато его гнев сполна ощутили на себе родственники и дворцовые слуги.
В 1909 г. произошел нелепый казус. Случилось это при большом стечении публики во время коронации Мехмеда V. Новый султан оказался настолько тучным, что традиционную церемонию опоясывания мечом Османа не удалось провести с первого раза.
Самыми частыми среди Османов были проблемы с сердцем. Большинство правителей не доживало до преклонного возраста. Из всех 36 османских султанов самую долгую жизнь (75 лет) прожил Абдул-Хамид II, которого не отправляли в клетку, и который весьма щепетильно относился к собственному здоровью.
О султанских страхах и тревогах читайте здесь