«Фармакон» - одна из старейших сетей нашей страны. А ещё добросовестный партнёр АСНА. Об этой компании мы не могли не рассказать и поговорили с гендиректором Татьяной Коваленко. Интервью записали перед режимом самоизоляции и планировали опубликовать, когда всё закончится. Но не дождались!
СПРАВКА:
«Фармакон» – небольшая сеть, расположенная в Раменском районе Московской области. В неё входят 20 аптечных учреждений. Первая открылась в 1927 году. Она и по сей день успешно работает, являясь флагманской в компании. Бренд популярен среди местных жителей, его знают и любят за качественный сервис и профессионализм сотрудников.
О богатом прошлом и красивом настоящем
- Татьяна Григорьевна, 90 лет – не шутка. С чего зародилась ваша история и как удавалось всё это время оставаться на плаву?
- История сети «Фармакон» начинается с рождения головной аптеки. Здание – третье каменное в городе. Его построили 20-х годах прошлого века. Впоследствии эта аптека стала центром фармации Раменского района.
- Столько лет… Уже и государства-то нет, в котором вы начинали!
- Да, мы пережили много периодов развития. В 1984 году аптека получила второе рождение. К старому помещению пристроили крыло. По площади большее, чем всё здание. И в 90-е годы аптека стала самым современным фармацевтическим учреждением.
- Чем вы брали?
У нас был рецептурно-производственный отдел. Там готовили лекарственные формы для всего Раменского района. Мы обеспечивали Раменский роддом и психоневрологический диспансер. Потом времена изменились. Из-за низкой рентабельности и даже убыточности отдел закрыли. Но мы до сих пор тоскуем, потому что без него нет запаха настоящей аптеки.
- Но эта аптека по-прежнему для вас флагманская?
- Да, к 90-летнему юбилею здание снова преобразилось. Уже в третий раз! Мы полностью реконструировали торговый зал: заменили оборудование, установили современные и вместительные накопители для хранения. Теперь все лекарства - под рукой. Удобно и фармацевтам, и клиентам, которых обслуживают быстрее. В смену работают минимум 3, а обычно - 4 кассы. Пока мы можем себе это позволить.
- У вас есть отдельное окно - «справочная»! Не часто такое встретишь в современных аптеках…
- Справочная служба востребована клиентами. Здесь специалист принимает индивидуальные заказы на препараты, которых нет в ассортименте аптеки. В его функции входит формирование онлайн-заказа, поступившего на сайт. Ещё он может сориентировать, в какой аптеке нашей сети можно купить то или иное лекарство. Ну и конечно, дать общую консультацию.
- У вас часто бывает большой поток посетителей?
- Народа много всегда, но пиковые посещения в вечернее время. Поэтому мы установили электронную очередь. Сначала столкнулись с негативной реакцией на это нововведение. Посетители выражали недовольство, что нужно брать талончик. Но потом поняли, насколько это удобно и экономит их же время, и перестали возмущаться.
- Аптека разделена на две зоны. Почему?
- Одна часть – с обычными витринами. Тут мы реализуем лекарственные препараты. Вторая — по сути, аптечный магазин с открытой выкладкой, где мы представляем парафармацевтические товары, медицинские изделия, косметику. Работают консультанты, которые могут дать исчерпывающую информацию о товаре.
- Как вы пришли к такому нестандартному для аптеки решению?
- Нелекарственный ассортимент, как известно, требует другого представления в аптеке. Мы даём возможность нашим посетителям поближе познакомиться с этой продукцией. К тому же, если товар находится за стеклом, он хуже продается.
- Есть результат?
- Есть! Когда мы открыли второй отдел, продажи увеличились в три раза.
О светлом будущем с роботом-манипулятором
- Правда ли, что вы взяли на работу робота и трудится он у вас уже пять лет?
- Ну можно и так сказать (ред.: смеётся). В одной из наших аптек – второй по объему реализации – мы установили робот-склад. Решение пришло не спонтанно. Мы долго изучали опыт европейских стран. Например, в Германии около 60% аптек роботизировано. И тоже захотели попробовать.
- Робот-склад? Что это?
- Это система, внутри которой расположен робот-манипулятор. Он загружает лекарства по полкам, то есть по местам хранения. Но это не все функции! Когда клиент просит у фармацевта то или иное лекарство, робот находит его на складе и подаёт в специальную нишу за рабочим местом сотрудника.
- Ничего себе!
- Провизору и фармацевту не нужно отходить от клиента и самому искать препарат. Его кладут ему практически в руки. И происходит это за 8 секунд - время от запроса до выдачи лекарства. А пока робот работает, провизор общается с клиентом, даёт ему дополнительную информацию.
- Вы сказали, что робот сам заполняет склад. Как это происходит?
- Этот робот с полуавтоматической загрузкой. Сотрудник сканирует упаковки и ставит их на специальную ленту. Робот подъезжает, забирает препараты и уже сам распределяет их по нужным полкам. Но настроен он преимущественно на продажу. Если поступает запрос с кассового места, загрузка на время прекращается и выдаётся лекарство. Потом загрузка продолжается.
- Робот как-то повлиял на выручку?
- Не буду лукавить, экономический эффект – маленький. А вложение - большое. Но здесь у нас всё-таки был профессиональный интерес. И мы мотивируем интерес посетителей, клиенты стали чаще заходить, детей приводить, показывая, какие технологии сейчас возможны в аптеке.
О других преимуществах и основных направлениях в работе
- Как вы считаете, чем отличается ваша сеть?
- В «Фармакон» входят разноплановые аптеки, находящиеся в разной местности: городские, поселковые, сельские. Где-то мы – единственная фармацевтическая точка. В городе конкурируем с федеральными и региональными сетями. Раньше к нам была прикреплена большая сеть аптечных пунктов при сельских амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, которые снабжали лекарствами население отдалённых районов. Но опыт в прошлом. Жаль, что это направление не получило продолжения, а взамен ничего хорошего не было предложено.
- На что ориентируетесь в работе?
- На профессионализм, качество услуг и эффективность. У нас нет амбиций захвата рынка. Мы - небольшая аптечная сеть, расположенная в одном районе Московской области. Конечно, мы открываем аптеки: может быть, одну в три года.
- А какая у вас ценовая политика?
- Мы никогда не участвовали в ценовых войнах. И по сравнению с аптеками-дискаунтерами, конечно, проигрываем в этом сегменте. Зато мы всегда делали ставку на сервис. У нас есть свой учебный центр повышения квалификации. А ещё наши сотрудники получают высшее образование без отрыва от работы. У нас 18 человек после фармацевтического училища поступили на вечернее или заочное в ВУЗы и стали провизорами. Всё это помогает поддерживать сервис на уровне.
- То есть вы – клиентоориентированная компания?
- Люди нам доверяют. И мы по-доброму относимся к своим посетителям. Мы их очень любим. Ведь они выбрали из большинства аптек именно нашу.
- И о сотрудниках вы тоже заботитесь!
- Конечно. Я считаю, что люди - главное достояние любой компании. Мы благодарны нашим ветеранам, у которых учились мастерству и отношению к клиентам. Мы не теряем с ними связь, поддерживаем, как можем, и обязательно встречаемся в канун профессионального праздника. Для сотрудников, проработавших у нас долгие годы и ушедших на заслуженный отдых, действует корпоративная пенсионная программа. Они получают от нас прибавку к государственной пенсии - от 5 до 12 тысяч рублей ежемесячно в течение 7 лет.
Об онлайн-заказах и сотрудничестве с АСНА
- Почему вы решили присоединиться к группе компаний АСНА?
- О, по этому поводу у нас было много споров. Мы долго думали, присматривались, наблюдали. У нас есть отдел маркетинга, который контактирует с производителями лекарств. Но поскольку мы не очень большая сетка и не для всех производителей интересны, то мы решили воспользоваться возможностями, предложенными АСНА. Тем более увидели, что АСНА - порядочный партнер.
- Как вы оцениваете сотрудничество?
- Мы работаем вместе второй год. И успешно! Компания - креативная, с хорошей командой, которая может нам предоставить свои технологии. Почему бы не воспользоваться?! Мы многому учимся. Конечно, у нас есть свой опыт и историческое прошлое. Но где-то это нам мешает. При нашем потенциале мы можем предоставить клиенту такие услуги, которые он не получит в других аптеках. И АСНА нам в этом приличный помощник. Мы за это благодарны!
- Сейчас очень быстро развиваются дистанционные продажи. Вы уже повернулись лицом в сторону онлайн-заказов?
- У нас давно существует свой сайт. Три года назад мы его модернизировали и принимаем заказы онлайн.Cавгуста прошлого года мы подключили все свои аптеки к системе asna.ru. Теперь нам поступают заказы и с этой площадки, и мы с удовольствием их обслуживаем. Самим раскручивать сайт – дорого. А вот с помощью АСНА мы можем предоставить тот ассортимент, которого нигде нет или он заканчивается. Мы сразу чувствуем конъюнктуру. Как пошли заказы через АСНА, значит, в Москве и Подмосковье каких-то препаратов уже нет. А у нас есть! В этом плане хорошо работает наш отдел закупок, отслеживает ситуации.
- Что вы хотите пожелать фармсообществу?
- Я бы хотела пожелать консолидации. Мы все разные, но у нас одна задача – социальная – обеспечивать население качественными лекарственными средствами. Наша отрасль очень зарегулирована, потому что мы не можем лоббировать свои интересы на уровне государства. Мы не можем правильно сказать о проблемах, осветить их. Но это изменится, если мы будем едины. Мне бы этого хотелось!