В порядке воображения решил пофантазировать, как могла бы выглядеть альтернативная система общественного устройства. Какие недостатки существующей системы и как она могла бы преодолеть. Целями публикации я вижу инициирование обсуждения (дискуссии, критики и т.д.) предлагаемой системы, выявление ее слабых мест, обмен мнениями по затрагиваемым вопросам, а также восполнение собственных пробелов в знаниях в тех или иных областях. Все описанное является личным мнением автора и, естественно, не претендует на истину в последней инстанции. Это публикация № 4, ознакомление с системой следует начать с публикации № 1.
27. В рамках предлагаемой системы в основе материального производства должно быть планирование, а не предпринимательский риск как в рыночной экономике (план в миниатюре в пределах одного предприятия, который неизбежно ведет к перепроизводству, т.к. каждый надеется на то, что риск неудачи не реализуется и именно его план сбудется, и банкротствам, т.к. противоречащие друг другу планы не могут реализовываться).
Планирование означает производство лишь того, что нужно, в нужном количестве (объеме). Количество людей конечно, любая материальная потребность может быть рассчитана. Плюс, возможно, резерв на непросчитанные моменты (должен снижаться по мере увеличения точности планирования) и чрезвычайные ситуации (НЗ).
Многие вещи могут изготавливаться по заявке (товары длительного пользования), т.е. после подтверждения потребности в них, а не авансом. Тестирование потребительского спроса на уровне идеи, опытного образца/партии – востребовано\нет. Невостребованные вещи не производятся.
Услуги тоже могут оказываться по заявке (записи и т.д.).
Как видится, планирование может быть централизованным (на всю страну, а в будущем - планету) и децентрализованным (населенный пункт, предприятие), где применимо.
Современные вычислительные мощности ЭВМ могут помочь решить проблему сложности расчетов, повлекшую печальные последствия эксперимента по централизованному планированию в СССР.
Более подробно про планирование - далее.
28. В рамках предлагаемой системы вознаграждением за труд выступают не деньги (абстрактное благо, доступ к благам), а право на получение конкретных благ в конкретном количестве (объеме): еды, жилья, одежды, предметов домашнего обихода, бытовых услуг, транспорта, медицинских услуг, санатория, посещение концерта и т.д.
Стандартная норма предоставляется за любой общественно полезный труд/занятие. Далее в зависимости от общественной полезности труда предоставляется больший доступ к ограниченным/более качественным благам, которые при текущем развитии не могут быть предоставлены всем в равном количестве. За больший вклад - больший доступ.
В рамках такой системы нужен индивидуальный персональный учет, что не представляется сложным. При разработанной системе градации полезности такой учет будет не сложнее учета начисленной заработной платы.
Ключевым элементом системы является определение полезности труда/занятия каждого человека.
Для оценки полезности возможно использование различных критериев, этот вопрос крайне дискуссионен. Я предлагаю полезность труда/занятия определять по следующим критериям: профессия, специальность, квалификация, норма (объем) выработки, результаты труда, мнение потребителей (сфера искусства) и т.п. факторы.
За больший вклад полагается больший объем благ сверх стандартной нормы.
Авансом блага предоставляются детям до достижения возраста совершеннолетия – по норме потребления.
Пожилым, инвалидам и т.п. категориям граждан блага предоставляются по соответствующей норме + заслуги за время труда/занятия.
Блага предоставляются персонально в объеме их нормального, рационального, достаточного потребления, не могут быть переданы (обменяны, подарены, наследованы и т.д.) кому бы то ни было, не могут быть накоплены про запас. Например, нельзя получить за раз одежды сверх необходимого, еды сверх разумного запаса и потребления, более одного транспортного средства, более одного жилища и т.д.
За детей причитающиеся им блага получают родители/иные проживающие с ними родственники.
Накоплено может быть право на их получение для личного пользования – реализовано при жизни при возникновении потребности. Например, право на получение личного авто, посещение курорта, сложную медицинскую операцию и т.п. ограниченные блага может быть реализовано по усмотрению получателя.
Учет накопленных благ предлагается осуществлять по каждому человеку отдельно. Возможный вариант: карта или иной материальный носитель с биометрией и отпечатком пальца, одновременно удостоверение личности, одновременно средство голосования.
29. Транспорт.
В рамках новой системы в соответствии с приоритетом общих потребностей над частными предлагается приоритет общественного транспорта над личным.
Массовое личное авто, по моему мнению, не оправдано: необоснованно простаивает (не используется 100 % времени) + меньшая эффективность перемещения на единицу затрат (1-5 человек против 50-100 на автобусе) + пробки + объективно не может быть всеобщим (допустим, в 15 млн. Москве физически не может быть использовано 15 млн авто) + расход места на хранение + ресурсы на обслуживание + вредное воздействие на экологию + источник повышенной опасности и т.д.
Тем более не оправдано владение одним человеком более одного личного авто.
С другой стороны, индивидуальный транспорт в некоторых случаях оправдан: такси (для маломобильных групп населения: инвалиды, пожилые, беременные, родители с малолетними и т.д.) + общественный фонд авто по типу нынешнего каршеринга (только временное владение и пользование с целью перемещения из одной точки в другую). Также личное авто может предоставляться в пользование по трудовым заслугам (ограниченное благо) либо по служебной надобности (служебное благо).
Производимый транспорт на техническом уровне не должен позволять нарушать действующие ПДД. Например, при разрешенной скорости 60 км/ч в населенном пункте – авто физически не должно позволять развивать скорость выше (например, программное ограничение на уровне блока управления), выезд из населенного пункта – 90 км/ч, скоростное шоссе – 110 км/ч, специальный трек – без ограничений и т.д. Спецтранспорт (скорая, пожарные, правопорядок и т.д.) – без ограничений.
Что-то подобное - ремень безопасности.
Такая стратегия позволит технически исключить возможность совершения ДТП вследствие превышения скорости, а также избавиться от различных дорогостоящих мероприятий по контролю за соблюдением ПДД в этой части (камеры, инспекторы и т.д.).