Пандемия коронавируса привела к тому, что фабрики уволили или уволили более половины из почти 4,1 миллиона швейных работников Бангладеш.
Блокировки стран и бизнеса и беспрецедентная потеря рабочих мест стали причиной упадка спроса почти на все, включая одежду. Потеря бизнеса выявила разрыв между крупными брендами и владельцами заводов, с которыми они заключают контракты.
Последствия также являются разрушительными новостями для экономики страны Южной Азии, которая непропорционально зависит от швейной промышленности. По данным Trading Economics, одежда составляет около 80% экспорта Бангладеш, и в прошлом году она составила более 30 млрд долларов, что делает ее вторым по величине экспортером таких товаров в мире после Китая. В целом, промышленность дает 16% ВВП Бангладеш.
В соответствии с трудовым законодательством Бангладеш постоянные работники, уволенные после того, как они проработали в компании не менее года, имеют право на некоторую оплату как минимум на 60 дней.
Владельцы заводов подчеркивают, что они не могут поддерживать своих работников в одиночку, особенно если бренды, с которыми они работают, не выполняют условия своих контрактов. Более половины из 316 бангладешских поставщиков, опрошенных Центром по правам трудящихся Университета штата Пенсильвания, заявили, что большинство их законченных или незавершенных заказов было отменено с начала пандемии. Клиентами респондентов были в основном европейские и американские бренды.
Как на ситуацию отреагировали популярные бренды?
Некоторые бренды, в том числе шведская сеть магазинов одежды H&M, американский гигант супермаркетов Walmart и британский ритейлер Primark, согласились частично или полностью оплатить товары, которые они уже заказали.
«Мы намерены выполнять свои обязательства в отношении продуктов, которые были произведены или находятся в процессе производства. Мы работаем с поставщиками в каждом конкретном случае, чтобы устранить любые исключительные случаи и разработать решения для минимизации воздействия коронавируса», - говорится в заявлении Walmart. По оценкам компании, «исключения» составляют менее 2% их ежегодных заказов на одежду в Бангладеш.
Но другие, в том числе Gap, не дали никаких гарантий. На вопрос, будет ли компания платить за товары, заказанные на бангладешских фабриках, Гэп сказал, что компания «принимает решения, исходя из наилучших интересов наших сотрудников, клиентов и партнеров, а также долгосрочного здоровья нашего бизнеса».
Прогнозы аналитиков
АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»