Найти тему
Владей Легко

Какие документы нужны чтобы вступить в наследство?

Принятие наследства вызывает у наследников массу вполне закономерных вопросов: какие документы на наследство может потребовать нотариус, куда необходимо обратиться за получением того или иного документа, какие расходы потребует весь процесс?

Полный перечень документов на наследство устанавливается нотариусом в зависимости от ряда факторов и вида наследуемого имущества. В данном же материале будет приведен примерный перечень документов, подача которых обязательна практически во всех случаях обращения за наследством.

Итак, для обращения к нотариусу за оформлением документов на наследство после смерти родственника, либо другого лица-наследодателя потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий Вашу личность (как правило, таким документом совершеннолетнего гражданина РФ является паспорт);
  • документ о смерти наследодателя (такой документ выдается органами ЗАГСа);
  • документы, подтверждающие родство с умершим (например, свидетельство о браке или о рождении);
  • правоустанавливающие документы наследодателя на принадлежавшее ему имущество (например, договор купли-продажи или договор приватизации на квартиру, документы на землю, документы на транспортное средство и пр.);
  • документы, содержащие сведения о месте проживания (прописке) наследодателя (например, справка с места жительства, либо выписка из домовой книги).

Остановимся более подробно на документах, необходимых при наследовании недвижимости.

Нотариус обязан разъяснить, какие документы следует представить наследнику для оформления его прав.

К таким документам относятся:

  • правоустанавливающие документы на конкретный объект недвижимости, например, договор купли-продажи, дарения, приватизации, акты органов власти о передаче в собственность и т.д.;
  • выписка из ЕГРН, которую, нотариус может получить сам, оформив запрос в Росреестр.

Обратиться с запросом в Росреестр могут также наследники по закону, чтобы выявить недвижимое имущество, принадлежавшее наследодателю на день смерти.

Законом на нотариуса возложена обязанность по получению сведений из ЕГРН, в случае, когда такие сведения необходимы для совершения нотариального действия, самостоятельно. Требовать предоставления необходимых сведений от обратившихся лиц нотариус не вправе.

Как правило, чаще всего у наследников вызывают затруднения документы на наследство дома и документы на наследство земельного участка. Причина заключается в том, что учётно-регистрационная система в нашей стране формировалась постепенно и в разные годы выдавались разные документы землю. А поскольку сведения о правах на объекты недвижимости содержатся в ЕГРН только начиная с 1997-1998 года, то возможна ситуация, когда право наследодателя на недвижимость является "ранее возникшим", т.е. оформленным до указанной даты в соответствии с нормами закона того времени.

Такая ситуации возможна, например, с садовым участком, правоустанавливающим документом наследодателя на который может быть государственный акт на право собственности. Если наследник не может найти подобного документа в бумагах наследодателя, ему нужно в первую очередь обратиться в муниципальную администрацию. Кроме того, «старые» документы на землю хранятся в Госфонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ). Запросить их можно в региональном Управлении Росреестра.

Необходимо особо обратить внимание, на то, что наследование дома и земельного участка, на котором он расположен, осуществляется с соблюдением принципа "единства судьбы", установленного земельным законодательством.

Разделить дом и участок, в границах которого он находится, указав в завещании в качестве наследников дома и земельного участка разных лиц, нельзя. Такое условие ничтожно, а, следовательно, в этой части завещание не будет применено и наследование таких объектов недвижимости будет производиться в порядке очередности по закону.

В указанном случае, при вступлении в наследство на землю документы, предъявляемые нотариусу, должны позволять идентифицировать участок и содержать сведения о его характеристиках. Таким документом является кадастровый паспорт земельного участка, который также можно получить в Росреестре, обратившись с запросом о предоставлении сведений о таком земельном участке.

Вместе с тем, закон позволяет наследнику не только принять наследство, но и отказаться от него. И сделать это предельно просто.

Какие же документы на отказ от наследства нужны?

Наш ответ: практически никакие. Для оформления отказа, в том числе в пользу другого наследника достаточно лишь написать заявление об этом у нотариуса. Исключением являются несовершеннолетние граждане, в интересах которого действуют их законные представители. Законный представитель, действующий от имени несовершеннолетнего, вправе оформить отказ от наследства только с согласия органов опеки и попечительства.

И в заключение хотелось бы напомнить, что с 2015 года подача документов на наследство может осуществляться любому нотариусу, действующему на территории нотариального округа по последнему месту жительства умершего.

Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц