Принятие наследства вызывает у наследников массу вполне закономерных вопросов: какие документы на наследство может потребовать нотариус, куда необходимо обратиться за получением того или иного документа, какие расходы потребует весь процесс?
Полный перечень документов на наследство устанавливается нотариусом в зависимости от ряда факторов и вида наследуемого имущества. В данном же материале будет приведен примерный перечень документов, подача которых обязательна практически во всех случаях обращения за наследством.
Итак, для обращения к нотариусу за оформлением документов на наследство после смерти родственника, либо другого лица-наследодателя потребуются следующие документы:
- документ, удостоверяющий Вашу личность (как правило, таким документом совершеннолетнего гражданина РФ является паспорт);
- документ о смерти наследодателя (такой документ выдается органами ЗАГСа);
- документы, подтверждающие родство с умершим (например, свидетельство о браке или о рождении);
- правоустанавливающие документы наследодателя на принадлежавшее ему имущество (например, договор купли-продажи или договор приватизации на квартиру, документы на землю, документы на транспортное средство и пр.);
- документы, содержащие сведения о месте проживания (прописке) наследодателя (например, справка с места жительства, либо выписка из домовой книги).
Остановимся более подробно на документах, необходимых при наследовании недвижимости.
Нотариус обязан разъяснить, какие документы следует представить наследнику для оформления его прав.
К таким документам относятся:
- правоустанавливающие документы на конкретный объект недвижимости, например, договор купли-продажи, дарения, приватизации, акты органов власти о передаче в собственность и т.д.;
- выписка из ЕГРН, которую, нотариус может получить сам, оформив запрос в Росреестр.
Обратиться с запросом в Росреестр могут также наследники по закону, чтобы выявить недвижимое имущество, принадлежавшее наследодателю на день смерти.
Законом на нотариуса возложена обязанность по получению сведений из ЕГРН, в случае, когда такие сведения необходимы для совершения нотариального действия, самостоятельно. Требовать предоставления необходимых сведений от обратившихся лиц нотариус не вправе.
Как правило, чаще всего у наследников вызывают затруднения документы на наследство дома и документы на наследство земельного участка. Причина заключается в том, что учётно-регистрационная система в нашей стране формировалась постепенно и в разные годы выдавались разные документы землю. А поскольку сведения о правах на объекты недвижимости содержатся в ЕГРН только начиная с 1997-1998 года, то возможна ситуация, когда право наследодателя на недвижимость является "ранее возникшим", т.е. оформленным до указанной даты в соответствии с нормами закона того времени.
Такая ситуации возможна, например, с садовым участком, правоустанавливающим документом наследодателя на который может быть государственный акт на право собственности. Если наследник не может найти подобного документа в бумагах наследодателя, ему нужно в первую очередь обратиться в муниципальную администрацию. Кроме того, «старые» документы на землю хранятся в Госфонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ). Запросить их можно в региональном Управлении Росреестра.
Необходимо особо обратить внимание, на то, что наследование дома и земельного участка, на котором он расположен, осуществляется с соблюдением принципа "единства судьбы", установленного земельным законодательством.
Разделить дом и участок, в границах которого он находится, указав в завещании в качестве наследников дома и земельного участка разных лиц, нельзя. Такое условие ничтожно, а, следовательно, в этой части завещание не будет применено и наследование таких объектов недвижимости будет производиться в порядке очередности по закону.
В указанном случае, при вступлении в наследство на землю документы, предъявляемые нотариусу, должны позволять идентифицировать участок и содержать сведения о его характеристиках. Таким документом является кадастровый паспорт земельного участка, который также можно получить в Росреестре, обратившись с запросом о предоставлении сведений о таком земельном участке.
Вместе с тем, закон позволяет наследнику не только принять наследство, но и отказаться от него. И сделать это предельно просто.
Какие же документы на отказ от наследства нужны?
Наш ответ: практически никакие. Для оформления отказа, в том числе в пользу другого наследника достаточно лишь написать заявление об этом у нотариуса. Исключением являются несовершеннолетние граждане, в интересах которого действуют их законные представители. Законный представитель, действующий от имени несовершеннолетнего, вправе оформить отказ от наследства только с согласия органов опеки и попечительства.
И в заключение хотелось бы напомнить, что с 2015 года подача документов на наследство может осуществляться любому нотариусу, действующему на территории нотариального округа по последнему месту жительства умершего.
Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.
Оригинал статьи на нашем сайте.