Что мешает неопытному спортсмену на соревнованиях? Страх перед новым. Скованность своим прежним опытом и неспособность действовать «здесь и теперь». Боязнь отступить от шаблона, сойти с накатанной колеи. Культ муштры и заблаговременного расчета, процветающий на тренировках, рождает страх перед неизвестностью и неуверенность в себе. Спортсмен именно потому так часто бывает не готов к соревнованиям, что на тренировках тренер требует от него тщательного выполнения технических и тактических элементов, а на соревнованиях ставит задачу победить, хотя «искусству побеждать» на тренировках уделялось минимальное внимание. Опыт спортивной борьбы «нельзя приобрести на тренировках, если тренироваться по старинке. А если тренироваться по новому? Думается, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования. Это новое является обобщение и публикация опыта использования так называемых «психотехнических игр» в подготовке спортсменов, которые направлены на развитие их психических сил. Использование психотехнических игр вырастает из необходимости творческих исканий в спорте. Сегодня вряд ли кто-либо станет оспаривать, что способность к непрерывному росту, к внутренним перестройкам и постоянному пересмотру нажитого и освоенного - одно из важнейших качеств мастера высокого класса. Воспитать думающего, самостоятельно и творчески работающего над собой спортсмена - вот задача сегодняшнего тренера. Психотехнические игры, цель которых - пробуждение и раскрепощение способностей, как нельзя лучше подходят для работы в этом направлении. Разумеется, эффект психотехнических занятий во многом зависит от педагогического искусства и включенного участия тренера. Ведь стимулирует развитие не психотехническая процедура сама по себе, гораздо более важна складывающаяся вокруг нее и питающая ее жизнью коллективная атмосфера - праздничная, заражающая духом игры и изобретательства.
.