Образование - один из важнейших механизмов развития, неотъемлемый элемент в жизни человека и ресурс, необходимый во все времена. Каждое явление, каждый процесс, в том числе и образование, имеют как положительные стороны, так и отрицательные, но я не принимаю ни одну из этих сторон, я предпочитаю оставаться на стороне правды, которая, увы, теряет свою ценность в современном мире, готовом идти по головам ради достижения своей собственной цели.
Как известно из школьной программы обществознания, в обществе существуют социальные институты, регулирующие и упорядочивающие социальные отношения людей в рамках общества, а также выполняющие важную функцию социализации личности. Но в частности каждый из них имеет свою главную функцию, к примеру главнейшей функцией института семьи является именно репродуктивная функция, позволяющая продолжать род, сохранять численность населения и воспроизводить новую рабочую силу, необходимую государству. Образование тоже считается социальным институтом, но какой же цели оно служит? Главная функция образования – учить людей думать и мыслить, развиваться. А теперь стоит задуматься: «Так ли это на практике, как на теории?»
Человек начинает свой по-настоящему истинный путь образования с этапа школы, где должны обучать не базовым навыкам и способностям, которые приобретаются как раз в детском саду, а именно учить думать в различных ситуациях. Получив основные средства, а именно образовательные и воспитательные начала, в детском саду, ребенок готов использовать их в школе для развития собственного мышления. Следующая ступень образовательной лестницы – университет, на которую личность ступает для дальнейшего индивидуального развития, двигаясь уже по определенному жизненному направлению и имея достаточно знаний из школьной базы и уровень сознания. Далее, как правило, идет саморазвитие человека в различных сферах его жизни. Это универсальная образовательная лестница, по которой чаще всего идет человек, но это не исключает существование других лестниц, так как путь у всех людей разный. Не стоит исключать и вариант падения при подъеме по лестнице, ведь человек действительно может упасть сам, совершив ошибку, его могут столкнуть или даже подставить ему подножку, и человек, сам того не желая, падает не по своей вине.
Каждая ступень образовательной лестницы уникальна и по-своему важна: детский сад – отправная точка, приобретение «начала», школа – формирование личности и уровня сознания, университет – вклад в собственное будущее. Данные агенты социализации, не функционируя должным образом, могут подвергнуть риску сам процесс социализации личности. Главную функцию детского сада вполне может выполнить первичный агент социализации – семья, но уже с трудом заменить школу. Здесь и возникает вопрос, выполняет ли школа свою функцию? Давайте посмотрим правде в глаза, чисто объективно, выполняя бы свою функцию школа, российское образование исключило бы такое явление, как списывание, ведь центральным мотивом этого явления как раз и является нежелание думать самостоятельно. Останавливаясь на этом аспекте системы образования в России, невольно приходит на ум американская система, где взаимствование идей, иными словами плагиат равноценны предательству и серьезному проступку, заметив который, обучающиеся считают своим долгом сообщить о нем, в то время как в России вокруг да около ходят такие фразы как: «Списать и не попасться – тоже искусство.», «Нужно еще и уметь списать!» и т.д. Как обычно, данное явление списывают на пороки и личные качества человека, сформированные еще в детстве, но не стоит исключать другого варианта развития. Что если наша система образования сама подталкивает обучающихся на такие поступки? Обучение чему-то новому – это процесс всегда интересный, и здесь мы встречаемся с тем, что ученики ходят в школу не ради знаний, а ради оценок, которых от них ждут, ради равнодушно поданного материала, ради постоянного прорешивания однотипных заданий, одним словом, с полным отсутствием интереса к обучению. О каком развитии можно говорить, если отсутствует его главный фактор – личное стремление? Отсюда вытекает еще одно явление российского образования, заимствованное с Европы, Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Для подготовки к нему ученики и даже учителя отходят от строгого плана школьной программы, которую необходимо освоить ученикам. Вместе этого они занимаются так называемым «натаскиванием» ответов, требующихся для сдачи ЕГЭ. В этом случае нельзя не согласиться с высказыванием на пресс-конференции спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: "С чем надо бороться, это когда в некоторых школах начинают не давать качественное фундаментальное образование в соответствии с учебной программой, а натаскивать на возможные ответы на вопросы. Вот это безобразие! Так их [преподавателей] не учили в педагогических вузах, такие требования и задачи им не ставят. Задача учителя — в соответствии с утвержденной программой дать ученикам качественное образование". Школьники не думают, они лишь набивают руку, словно роботы, а им ничего и не остается, как подчиняться этой системе и делать то, что им говорят, ведь как только ученики пытаются мыслить шире и выходить за рамки , их сразу же блокируют. ЕГЭ – стандартное клише, подгоняющее под свою систему целые массы, подавляющее любое творчество и индивидуальность. Люди перестают мыслить, уничтожая в себе талант и инициативы, превращаясь в одинаковых рабов, неспособных думать и противостоять. Возможно, эта цель и стоит перед ЕГЭ, ведь государству нужны именно такие люди. Не умеющими думать людьми гораздо проще управлять, не так ли? Безынициативные люди не смогут прийти к власти, ведь никто из них даже не подумает об этом, что сразу снижает риск революций, государственных переворотов, восстаний, что сохраняет старый порядок и твердо устоявшуюся позицию государства. Удивительно, но на экзамене по математике запрещено иметь при себе циркуль с учетом наличия таких задач, требующих начертить окружность, но какой уважающий себя инженер будет чертить окружность без циркуля? Это в какой-то степени даже нарушение трудовой этики. Но на ЕГЭ будут, тем самым они делают выпускников необразованными людьми, которые будут работать не головой, а руками, что и нужно государству. Каким бы талантливым человек не являлся, ЕГЭ все равно сделает его таким, как все. К вопросу идентичности также относится и школьная форма, являющаяся обязательным пунктом школьного устава. Даже тут ученик не сможет выразить свою индивидуальность, хотя это единственная попытка, которая у него оставалась.
Немаловажной проблемой системы образования в России является так называемая «гонка» за образование. Все люди стремятся как можно быстрее получить тот или иной уровень образования в связи с нашим скоростным образом жизни, которое и устанавливает государство, так как ему необходимы рабочие и прежде всего военные силы. Подготовка к экзаменам достаточно долгий процесс, поэтому выпускнику необходимо как можно скорее выбрать вектор своей жизни и в соответствии с ним определенные экзамены, что сделать очень трудно. Многие выпускники, доучившись до 11-ого класса, до сих пор не знают с чем бы они хотели связать свою жизнь, ведь они-то и жизни не видели, что и обуславливает трудность выбора. Тут в комплекте еще идет и страх неправильного выбора, что чаще всего и случается при таком раскладе. Следствием всего этого становятся дальнейшее разочарование в своей работе, понижение эффективности труда, уровня производительности, уровня жизни, и в целом может влиять на экономику страны. В сравнение пойдут скандинавские страны, конкретно Дания. Датчане после окончания школы имеют целый свободный год, который дается им как раз на самоопределение в жизни, то есть они в буквальном смысле отправляются в жизнь в поисках себя. Стоит отметить, что любое образование в Дании бесплатное, обеспечиваемое государством. Как только датчане нашли свою цель, они благополучно учатся и дальше с большим удовольствием работают. Причем их рабочая неделя в теории составляет 37 часов, а на практике даже 33 часа, и несмотря на это Дания занимает второе место в Евросоюзе по производительности труда, а все потому, что люди здесь испытывают максимальное удовольствие от работы.
Образование – необходимый ресурс для каждого, и человек должен сам образовываться, а государство в свою очередь должно предоставлять возможности образования и обеспечивать его доступность, что оно и делает с помощью, вот он парадокс, ЕГЭ. Действительно, ЕГЭ – это универсальная система абсолютно для всех выпускников, объективно дающая возможность поступить в любой вуз страны, которая работает и будет работать в дальнейшем. Не стоит исключать, что ЕГЭ в частых случаях – это фортуна, но с этим уже ничего не поделаешь, удача, к сожалению, фактор, неподвластный науке. «Везет тому, кто везет.»
Таким образом, как и любое явление, образование в России имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Над российской системой образования необходимо работать, совершенствовать ее, только так мы будем продолжать развиваться и развивать. В заключении хотелось бы сказать, что, не зная какую сторону выбрать, выбирайте правду, точно не ошибетесь.