Найти тему
ActivityEdu

Будем жить: как образовательным франшизам остаться на плаву в кризис

Оглавление

На момент начала самоизоляции в России действовало более 150 образовательных франшиз, по которым работало свыше четырех тысяч предприятий: школы иностранных языков, детские сады и развивающие центры, секции футбола, балета, программирования, робототехники, ментальной арифметики и многие, многие другие. Что происходит сейчас со всеми этими организациями? Какие действия предпринимают головные компании для того, чтобы поддержать своих франчайзи и сохранить и свой, и их бизнес? Об этом журналисту портала рассказали спикеры круглого стола «Остаться в живых: поддержка франчайзи со стороны головной компании в условиях кризиса», который пройшел 27 апреля в режиме онлайн в рамках Московского международного салона образования ММСО 2020.

Адаптация к самоизоляции

С переходом на самоизоляцию компаниям приходится максимально быстро перестараивать работу. Где-то существующие офлайн-программы легко адаптируются к переходу в онлайн, а где-то методистам головной компании (той, что предоставила франшизу) приходится по сути «на бегу» создавать новый продукт: продумывать структуру занятий и типы активностей, писать конспекты, готовить презентации, обкатывать его на пилотных группах и затем передавать франчайзи (компании, работающей по франшизе). 

Появляются такие необычные продукты, как детские сады онлайн, кто-то пытается проводить развивающие онлайн-занятия с 1,5-годовалывами малышами, кто-то, помимо адаптации программ, организует доставку ученикам предварительно продезинфицированного дорогостоящего оборудования для робототехники.

Проводится обучение педагогов, обеспечивается централизованная техническая, юридическая, маркетинговая, операционная поддержка преподавателей и клиентов. 

Вопросы снижения финансовой нагрузки на франчайзи тоже решаются по-разному – уменьшаются или отменяются роялти, оказывается помощь в переговорах по арендным каникулам.

27 апреля на круглом столе «Остаться в живых: поддержка франчайзи со стороны головной компании в условиях кризиса» в рамках Московского международного салона образования ММСО 2020, проходящего при поддержке Правительства РФ, основатели крупных франчайзинговых сетей рассказали о том, как у них организована поддержка франчайзи и какие экстренные меры поддержки франчайзеры оказывают партнерам в этот тяжелый период.

Поддержка головного офиса и сила коллективного разума (это преимущество сетей) крайне важны, но выживание франчайзи зависит не только от головной компании. Рассмотрим, от чего и от кого в целом зависит успех франшизы и в кризис, и в обычное время.

Франшиза и личные качества предпринимателя

Франшиза – это не покупка готового бизнеса и не волшебная палочка. Это инструмент, который позволяет при запуске бизнеса сократить расходы в разы или даже десятки раз, сэкономить время и силы, избежать многих подводных камней. Но это не работает по принципу «просто добавь воды». Успех предприятия зависит от действий и вложений самого франчайзи и работы его команды. Руководитель филиала, также как и вся команда, должны усердно работать, следовать рекомендациям головной компании, в то же время принимая и важные самостоятельные решения.

Собственный бизнес, по крайней мере в образовании, – это работа, а не пассивный доход. Покупая франшизу, необходимо это понимать.

Наталия Пичугова, основатель Международной сети центров раннего развития Точка Роста и Директор по развитию Учебных центров LEGO Education Afterschool Programs, сравнивает покупку франшизы с велосипедом:

Мало просто купить велосипед, - чтобы он поехал, педали крутить придется франчайзи. Получение подробно расписанных инструкций и стандартов по франшизе само по себе не ведет к успеху, но позволяет избежать ошибок и работать более эффективно. Однако именно от действий и квалификации франчайзи будет зависеть успешность его бизнеса. Мало знать, как работает бизнес-модель, нужно суметь воплотить ее в жизнь.

Вторая сложность работы по франшизе заключается в том, что франчайзи часто обладают предпринимательским мышлением, которое провоцирует их на внесение изменений в разработанную бизнес-модель.

Покупая франшизу, нужно сохранять баланс в работе по полученной бизнес-модели и желанием воплотить собственные идеи. В первый год работы я бы не рекомендовала увлекаться изменением франшизы, лучше сконцентрироваться на качественной работе по полученным стандартам и наработке собственного опыта. В дальнейшем, частенько именно активные франчайзи становятся генераторами улучшений в пакете франшизы.

Человек, решившийся начать свой бизнес, должен быть, с одной стороны, предпринимателем, с другой − хотеть и уметь работать в команде. Несомненно, такому человеку пригодятся лидерские качества, целеустремленность и умение работать с людьми, а также открытость всему новому и высокий уровень ответственности, – считает Наталия Пичугова.

Франшиза и педагоги

В пакет образовательной франшизы обязательно входит программа. Но гарантирует ли готовая программа одинаковое качество проведения занятий в разных филиалах? Насколько успешность франчайзингового предприятия зависит от педагогов? Николай Пак, генеральный директор Федеральной сети секций Лига Роботов настаивает на исключительной важности качественного процесса подбора и обучения преподавателей:

Общие ценности объединяют партнеров, и такая же общая направленность соблюдается и в подготовке преподавателей по всей сети. У нас есть единый алгоритм подбора преподавателей − это Школа преподавателей, она бесплатная. 
Сначала мы по определенным критериям отбираем кандидатов в преподаватели, потом они проходят школу, где мы знакомим их с ценностями Лиги Роботов, с особенностями нашей методики и в конце уже на основании тестирования и проявленных личностных качеств делаем выбор. В целом по сети у нас постоянно проходят курсы повышения квалификации. 
На ежегодном Хакатоне своими кейсами делятся с тренерами команд по спортивной робототехнике самые успешные менторы в нашей сети и приглашенные. Для преподавателей образовательной робототехники проводятся онлайн-курсы, где мы рассказываем про последние наработки, изменения, ноу-хау и обо всем, что может повысить качество наших занятий, сделать их еще более интересными и полезными, − отметил Николай Пак.
Наш методический отдел находится в сердце Лиги Роботов – Новосибирске, и отсюда мы отдаем в сеть только выверенные алгоритмы и рекомендации. Это позволяет поддерживать качество обучения во всей сети, но при этом мы внимательно прислушиваемся к особенностям каждого города – все-таки одинаково нигде не бывает. Мы находимся в постоянном диалоге с нашими партнерами, подхватываем их идеи, они могут поставить под сомнения наши нововведения, и вот в такие моменты рождаются самые успешные кейсы. Нам, как головному офису, остается это все сделать доступным для всех городов и стран, выстроить алгоритм и отправить в жизнь.

Франшиза и поддержка со стороны головной компании

Итак, ключевые составляющие успешного франчайзингового филиала – вложения и работа самого франчайзи, харизматичные и ответственные сотрудники и качественная поддержка со стороны головной компании. Одно не работает без другого.

Андрей Лобанов, основатель Международной школы программирования и математики «Алгоритмика», перечисляет основные пункты поддержки партнеров сети: 

● личный бизнес-ментор у каждого партнера;

● операционная поддержка 24/7;

● сопровождение на всех этапах роста и выстраивание траектории развития;

● экспертная поддержка: обновляемая база знаний со всеми материалами по операционным, маркетинговым и бизнес-процессам;

● технологическая поддержка;

● непрерывное обучение партнеров: вебинары, тренинги, слеты;

● развитие комьюнити партнеров для обмена опытом;

● обучение сотрудников (преподаватели, менеджеры);

● контроль качества через аналитику на платформе «Алгоритмики».

На сессии 27 апреля Андрей рассказал подробнее об этих аспектах поддержки.

Где искать возможные франшизы

Вот что советует Наталия Пичугова:

Начать можно с каталогов франшиз. Это самый простой способ найти франшизу по душе. Не стоит обращать внимание на ее статус и место в каталоге: находится ли она на первом месте или в архиве, говорит только о том, как активно франчайзер сотрудничает с этим каталогом, − подчеркивает Наталия.
Некоторые франшизы не участвуют в рейтингах. Но в большинстве случаев информация в каталогах о них будет.

Как выбирать франшизу

Александр Семенцов, основатель компании junior-projects.com (проекты Юниор, Русский балет, ЭИ Дети, ЮниорКод, Лига Блогеров, GET English), называет следующие черты успешной франшизы:

1. Наличие успешных франчайзи.

Я бы подчеркнул, что именно успешных, а не лояльных. Хорошо бы пообщаться с максимально большим количеством франчайзи перед приобретением франшизы и оценить их уровень успеха относительно конкурентов

2. Количество школ.

Вбивайте название франшизы в поиске в социальных сетях, а не смотрите количество школ на сайте – часто там пишут цифры, слишком сильно отличающееся от реальности. Я бы еще пояснил, что от количества школ зависят финансовые возможности компании, а значит, ее конкурентоспособность.

3. Наличие уникальных конкурентных преимуществ.

Это отличительная черта лидеров рынка – они вкладывают в то, что не смогут себе позволить другие.

4. Срок жизни компании и темпы ее развития. 

Легко проследить по соцсетям динамику ее развития. Возможно, компания существует 10 лет, но стоит на месте.

Стоит ли рассматривать покупку образовательной франшизы в этом году

Сложный вопрос в текущих условиях неопределенности. Но, к примеру, в SmartFox есть новые франчайзи, которые не успели запуститься офлайн из-за кризиса, и теперь они рассматривают вариант старта с онлайн-продуктом и дальнейшего запуска офлайн-центра тогда, когда это будет целесообразно, − отмечает Дарья Тимощук, основатель сети английских детских центров SmartFox.

Очевидно, что многие образовательные франшизы теперь будут дополнять пакет онлайн-версией образовательных продуктов и предлагать более гибкие условия. Во всяком случае, у тех, кто готов подстраиваться под новые реалии, больше шансов выжить.

Подробнее о круглом столе «Остаться в живых: поддержка франчайзи со стороны головной компании в условиях кризиса» в рамках Московского международного салона образования ММСО 2020, можно узнать, перейдя по ссылке.

Багодарим дирекцию ММСО-2020 за помощь и содействие в подготовке материала.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.