Перед родителями школьников часто возникает дилемма: помогать своему чаду с домашними заданиями или дать ему возможность справиться самому?
Не все взрослые могут с уверенностью сказать, что их малыш полностью готов к обучению. Но играть роль репетитора, ежедневно сидящего с ребенком над учебниками и тетрадками, тоже не хочется. Что же делать? Какому выбору отдать предпочтение? Наш эксперт, Гульнара Юсупова, педагог начальной школы «Дари Детям Добро» расскажет, какие действия помогут вам поддержать юного ученика в первое время обучения.
Первая помощь со стороны родителей: организуем время, место, условия.
Все ребята, недавно переступившие школьный порог, нуждаются в помощи. Что следует сделать взрослым в этот сложный для ребенка период?
- Во-первых, ввести четкий распорядок дня и строго его придерживаться. Вместе с ребенком нужно определить время выполнения домашнего задания. Врачи рекомендуют использовать для самоподготовки временной промежуток с 3 часов дня до 6 часов вечера. Именно в этот период отмечается физиологический подъём работоспособности. Соблюдайте важное правило: ребенок не должен садиться за уроки сразу после школы. Позвольте ему отдохнуть (поиграть, погулять), отвлечься от учебы и сменить род деятельности.
- Во-вторых, помогите ребенку организовать свое рабочее место. Совместными силами приведите в порядок стол, где он будет заниматься. Уберите лишние вещи, оставьте самое необходимое для выполнения домашнего задания (учебник, тетрадь, черновик, письменные принадлежности). Устраните все отвлекающие факторы. Недопустимо, чтобы школьник выполнял домашнее задание при включенном телевизоре, радио, компьютере. В комнате не должно быть громких звуков.
- Еще один важный момент – распределение заданий по степени сложности. Лучше начать выполнение уроков с самых легких и простых предметов. Так ребенку будет проще войти в рабочий ритм.
Итак, наш ученик полностью готов к приготовлению уроков. Как мамам и папам вести себя дальше?
Важно знать, что родители присутствуют при выполнении домашнего задания лишь формально.
Осуществлять тотальный контроль над каждой буквой, цифрой и запятой, показывать пальцем, где и что писать, не нужно.
И, конечно же, не стоит выполнять работу за ребенка. К сожалению, в учительской практике это встречается очень часто. В детских рабочих тетрадях нередко можно встретить домашнее задание, написанное взрослой рукой. Оптимальный вариант помощи: приучаем школьника к самостоятельности. Постепенно присутствие родителей сводится к минимуму.
Дайте ребёнку понять, что у взрослых есть своя работа, которую тоже необходимо делать. Объясните, что мама и папа добросовестно выполняют свою работу. И ученик тоже должен постараться и качественно выполнить своё домашнее задание. Так родители ставят ценность выполнения уроков на один уровень с важными делами, которыми заняты старшие члены семьи.
Ребёнок всегда должен знать, что вы готовы прийти на помощь в трудный момент. Отличный вариант, когда взрослые предлагают школьнику сначала выполнить работу на черновике и только потом переписать проверенное задание в рабочую тетрадь. Это хорошая практика – родители отслеживают уровень знаний ребенка, а заодно выявляют затруднения, с которыми он сталкивается.
Так мы постепенно пришли к выводу, что главная задача родителей – научить школьника самостоятельно выполнять домашнее задание, обращаясь за помощью только в случае серьезных затруднений. Дети должны сами справляться с уроками, но не бесконтрольно. Со стороны родителя должна быть разумная помощь, ненавязчивый контроль.
Добросовестная домашняя подготовка всегда сказывается на общей успеваемости ребенка. Это можно проследить по его ответам в классе, его эмоциональному состоянию. Школьник чувствует себя очень неуверенно, если он не выполнил то, что задали на дом.
Буквально сегодня ко мне подошел расстроенный ученик и говорит: «Гульнара Сергеевна, извините, пожалуйста, но я не готов по литературному чтению, потому что мы с папой вчера ходили на футбол». Здесь очевидна вина родителя, который не проконтролировал выполнение домашнего задания. Или не придал значимости тому факту, что уроки обязательно должны быть выучены. При этом ребенка следует похвалить за то, что он проявил смелость и честно признался в невыполнении домашнего задания. И ни в коем случае учитель не должен ругать школьника за это.
Все дети индивидуальны, поэтому приучение к самостоятельности происходит у каждого в своем темпе. Но это неизбежный процесс, если вы хотите, чтобы ребенок научился организовывать свое время и получал качественные результаты от учебы.