Найти тему
ActivityEdu

Качество обучения падает: как онлайн-режим скажется на багаже знаний

Оглавление

Многие эксперты полагают, что вынужденная пауза в нормальном обучении не только повлияет на багаж знаний, с которым дети придут в следующий класс, но и может сказаться на качестве человеческого капитала в долгосрочной перспективе. Специалисты в сфере образования из Мирового банка, уделяющего пристальное внимание вопросам образовательного неравенства, предпринимают попытки смоделировать текущую ситуацию и ее развитие, чтобы оценить последствия полного или частичного закрытия школ, а также перехода на дистанционное обучение. О некоторых оценках последствий пандемии коронавирусной инфекции для образования читайте в нашей статье.

Система образования оказалась не готова

Не так давно мы опубликовали обзор материалов, подготовленных учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирным банком, о влиянии эпидемии коронавируса на школьное образование. Специалисты в сфере образования из международных организаций сформулировали последствия закрытия школ, обозначили проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение, определили задачи, требующие решения, и дали рекомендации.

В России, к сожалению, громче всех выступают люди, далекие от насущных школьных проблем. Они предлагают полностью прекратить дистанционное обучение в российских школах или сократить государственную аттестацию выпускников до одного экзамена, не задумываясь о последствиях. В этот, прямо скажем, тревожный для школьного образования период важно слушать и слышать мнения экспертов, которые занимаются мониторингом и анализом реальной ситуации в стране. Вот, например, какие оценки дает директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Косарецкий.

По его мнению, система образования России, как, впрочем, и большинства других государств, оказалась не готова к стремительному переходу на дистанционное обучение. Причин много, в том числе слабое развитие инфраструктуры в регионах и отсутствие у школьников необходимых для онлайн-обучения технических устройств.

Проблемы «дистанционки» глазами учителей

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ провела опрос 22 600 учителей из 73 регионов страны и исследование на его основе, итогом которого стала публикация отчета «Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей».

Проблемы технической оснащенности учеников можно проиллюстрировать приведенными ниже данными из отчета.

Оснащение учеников школ техническими устройствами (по опросам учителей)
Оснащение учеников школ техническими устройствами (по опросам учителей)

Во многих школах процесс обучения сводится к рассылке заданий по электронной почте или их размещению в электронном дневнике для самостоятельного изучения. Учащиеся из отдаленных сел Сочи, где нет доступа к интернету, получали домашние задания и результаты их выполнения в обычные почтовые ящики.

Сергей Косарецкий отметил, что 75% опрошенных учителей не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.

Проявилась проблема вовлеченности школьников – как их фактического участия в занятиях и выполнения заданий, так и самоорганизации в непростых условиях самоизоляции. Кроме того, необходимо отметить недостаточное владение учителями на первом этапе навыками работы в дистанционном режиме в целом и в использовании конкретных сервисов и платформ в частности, а также появление трудностей с планированием, отбором и разработкой учебного материала и заданий, контролем и оцениванием учеников.

Большинство людей говорит, что они столкнулись с проблемами, что их опыт дистанционного образования сложно назвать удачным и удовлетворительным. Учителя отмечают рост нагрузки. Значительная часть родителей, учителей и детей говорят, что хотели бы вернуться в очное образование. Оценить эффективность дистанта пока что затруднительно с точки зрения систематической оценки, но наглядно видно, что само качество процесса обучения падает. Большинство экспертов при этом сходится в оценках, что речь идет не о том дистанционном образовании, которое продвигалось последние годы, а о переносе в онлайн традиционных практик аналогового обучения: монолог учителя, репродуктивные задания, отсутствие групповой работы, полноценной обратной связи. Я думаю, что это, несомненно, скажется на итогах аттестации в этом году и на багаже знаний, с которым дети придут в следующий класс, 
– считает Сергей Косарецкий.

Директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ приводит оценки американской компании, занимающейся тестированием. По ее прогнозам, дети потеряют 70% от того запаса знаний по родному языку, с которым они могли бы начать следующий год при обычных условиях, и 50% по математике.

Пауза в нормальном обучении продолжительностью почти в 5 месяцев (3 традиционных летних месяца плюс каникулы и карантин), по мнению эксперта, станет серьезной угрозой для качества образования. В меньшей степени она затронет тех, кто готовится к сдаче государственной аттестации с помощью репетиторов или может полноценно учиться самостоятельно.

И пока нет стопроцентной гарантии, что школы начнут работать с 1 сентября. Так что я не исключаю, что эффект может сказаться на качестве человеческого капитала в долгосрочной перспективе, 
– резюмирует Сергей Косарецкий.

Результаты опроса учителей, проведенного специалистами Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), демонстрируют скептическое отношение педагогов к дистанционному обучению. Большинство респондентов (80%) склоняются к тому, что онлайн-формат не позволяет учащимся освоить содержание учебных программ в полной мере, а 6% учителей считают, что при дистанционном обучении программы вообще не осваиваются.

Критический показатель

Для оценки влияния на образование экономических, природных или, как в нынешней ситуации, эпидемиологических факторов специалисты из Мирового банка предлагают использовать кривые распределения результатов функциональной грамотности в международных исследованиях.

Чтобы понять, что собой представляют эти кривые и какую информацию из них можно извлечь, приведем в качестве примера распределения результатов математической грамотности 15-летних школьников нескольких стран в исследовании PISA в 2012 году.

Распределение результатов математической грамотности в исследовании PISA-2012
Распределение результатов математической грамотности в исследовании PISA-2012

В международных исследованиях по традиции используется 1000-балльная шкала. По вертикали откладываются значения частоты встречаемости результатов. Площадь фигуры, ограниченной кривой распределения, вертикальной линией, проходящей через отметку 300 баллов, и горизонтальной осью координат, показывает долю школьников, находящихся в «группе риска».

Приведенные на рисунке кривые наглядно демонстрируют различия в результатах учащихся из Сингапура и Перу: если математическая грамотность сингапурских школьников чаще всего оценивалась в 610 баллов, то у перуанцев аналогичный показатель составил 350 баллов.

При оценке всех видов грамотности – читательской, математической и естественно-научной – международные эксперты считают критическим результат 300 баллов: не достигающие этого порогового значения 15-летние школьники не способны извлекать простейшую информацию из текста и не владеют даже элементарными математическими навыками для решения практических задач. Эксперты относят этих детей к «группе риска», поскольку в будущем они с большой вероятностью будут испытывать сложности и во взрослой жизни. Многим из них, возможно, предстоит регулярно посещать биржу труда и довольствоваться пособием по безработице. Вот почему ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирный банк уделяют повышенное внимание проблемам школьной неуспешности.

Возможные сценарии

Редакция ActivityEdu уже не раз обращалась к прогнозам экспертов, пытающихся представить, какой будет школа эпохи «после коронавируса», и оценить последствия пандемии для образования.

Специалисты Всемирного банка, занимающиеся проектами в области образования, опираясь на данные многолетних наблюдений, связанных с природными и техногенными катастрофами, а также экономическими кризисами, моделируют влияние пандемии коронавирусной инфекции на образование. Они рассматривают три возможных сценария, по которым будут происходить изменения.

Как изменятся распределения результатов функциональной грамотности: возможные сценарии
Как изменятся распределения результатов функциональной грамотности: возможные сценарии

Кривая A на всех трех рисунках (черная сплошная линия) показывает распределение результатов оценки функциональной грамотности в какой-то условной стране до начала пандемии. Серым цветом отмечены результаты учеников, которые не смогли преодолеть пороговое значение 300 баллов. Это та самая «группа риска», о которой шла речь выше.

Первый сценарий. Проблемы дистанционного обучения приводят к снижению образовательных результатов. Кривая B (синяя штриховая линия) на левом рисунке демонстрирует сдвиг результатов в сторону меньших значений. Площадь фигуры, отмеченной синим цветом, – это прирост доли школьников, не преодолевших порог 300 баллов.

Второй сценарий. Кривая C (фиолетовая штриховая линия) на среднем рисунке не только сдвигается влево, но и расширяется, сглаживается. В математической статистике говорят: увеличивается стандартное отклонение. Неравенство образовательных возможностей, которое в условиях пандемии растет, приводит к увеличению не только «группы риска» (площадь фигуры, отмеченной фиолетовым цветом), но и доли детей, показывающих высокие результаты. При развитии образования по этому сценарию успешные и мотивированные дети еще сильнее вырвутся вперед, в то время как ученики, испытывающие трудности в освоении учебной программы, еще больше отстанут.

Третий сценарий. Кривая D (зеленая штриховая линия) на правом рисунке описывает самый неблагоприятный вариант развития образования: к увеличению стандартного отклонения и сильному сглаживанию кривой, свидетельствующему о росте неравенства образовательных результатов, добавляется резкое увеличение доли детей с показателями функциональной грамотности ниже порогового значения (площадь фигуры, отмеченной зеленым цветом). Такой сценарий весьма вероятен для стран, экономика которых после пандемии не сможет восстановиться быстро. Опыт предыдущих природных и экономических катаклизмов показывает, что в некоторых странах часть детей не вернется в школы.

Рассмотреть сценарии и скорректировать проекты

Безусловно, потребуется время, чтобы оценить, насколько серьезными будут последствия пандемии COVID-19 для образования, но уже сейчас результаты моделирования и прогнозы экспертов показывают, что в наибольшей степени закрытие школ и длительная пауза в нормальном обучении скажутся на тех школьниках, которые и в обычных условиях попадали в «группу риска».

Министерству просвещения и Рособрнадзору следует с большим вниманием отнестись к моделям и сценариям, рассматриваемым специалистами Всемирного банка, чтобы скорректировать программы реализации проектов, направленных на оказание помощи школам и ученикам со слабыми образовательными результатами.

Автор: Сергей Блинов

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.