Многие эксперты полагают, что вынужденная пауза в нормальном обучении не только повлияет на багаж знаний, с которым дети придут в следующий класс, но и может сказаться на качестве человеческого капитала в долгосрочной перспективе. Специалисты в сфере образования из Мирового банка, уделяющего пристальное внимание вопросам образовательного неравенства, предпринимают попытки смоделировать текущую ситуацию и ее развитие, чтобы оценить последствия полного или частичного закрытия школ, а также перехода на дистанционное обучение. О некоторых оценках последствий пандемии коронавирусной инфекции для образования читайте в нашей статье.
Система образования оказалась не готова
Не так давно мы опубликовали обзор материалов, подготовленных учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирным банком, о влиянии эпидемии коронавируса на школьное образование. Специалисты в сфере образования из международных организаций сформулировали последствия закрытия школ, обозначили проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение, определили задачи, требующие решения, и дали рекомендации.
В России, к сожалению, громче всех выступают люди, далекие от насущных школьных проблем. Они предлагают полностью прекратить дистанционное обучение в российских школах или сократить государственную аттестацию выпускников до одного экзамена, не задумываясь о последствиях. В этот, прямо скажем, тревожный для школьного образования период важно слушать и слышать мнения экспертов, которые занимаются мониторингом и анализом реальной ситуации в стране. Вот, например, какие оценки дает директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Косарецкий.
По его мнению, система образования России, как, впрочем, и большинства других государств, оказалась не готова к стремительному переходу на дистанционное обучение. Причин много, в том числе слабое развитие инфраструктуры в регионах и отсутствие у школьников необходимых для онлайн-обучения технических устройств.
Проблемы «дистанционки» глазами учителей
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ провела опрос 22 600 учителей из 73 регионов страны и исследование на его основе, итогом которого стала публикация отчета «Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей».
Проблемы технической оснащенности учеников можно проиллюстрировать приведенными ниже данными из отчета.
Во многих школах процесс обучения сводится к рассылке заданий по электронной почте или их размещению в электронном дневнике для самостоятельного изучения. Учащиеся из отдаленных сел Сочи, где нет доступа к интернету, получали домашние задания и результаты их выполнения в обычные почтовые ящики.
Сергей Косарецкий отметил, что 75% опрошенных учителей не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.
Проявилась проблема вовлеченности школьников – как их фактического участия в занятиях и выполнения заданий, так и самоорганизации в непростых условиях самоизоляции. Кроме того, необходимо отметить недостаточное владение учителями на первом этапе навыками работы в дистанционном режиме в целом и в использовании конкретных сервисов и платформ в частности, а также появление трудностей с планированием, отбором и разработкой учебного материала и заданий, контролем и оцениванием учеников.
Большинство людей говорит, что они столкнулись с проблемами, что их опыт дистанционного образования сложно назвать удачным и удовлетворительным. Учителя отмечают рост нагрузки. Значительная часть родителей, учителей и детей говорят, что хотели бы вернуться в очное образование. Оценить эффективность дистанта пока что затруднительно с точки зрения систематической оценки, но наглядно видно, что само качество процесса обучения падает. Большинство экспертов при этом сходится в оценках, что речь идет не о том дистанционном образовании, которое продвигалось последние годы, а о переносе в онлайн традиционных практик аналогового обучения: монолог учителя, репродуктивные задания, отсутствие групповой работы, полноценной обратной связи. Я думаю, что это, несомненно, скажется на итогах аттестации в этом году и на багаже знаний, с которым дети придут в следующий класс,
– считает Сергей Косарецкий.
Директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ приводит оценки американской компании, занимающейся тестированием. По ее прогнозам, дети потеряют 70% от того запаса знаний по родному языку, с которым они могли бы начать следующий год при обычных условиях, и 50% по математике.
Пауза в нормальном обучении продолжительностью почти в 5 месяцев (3 традиционных летних месяца плюс каникулы и карантин), по мнению эксперта, станет серьезной угрозой для качества образования. В меньшей степени она затронет тех, кто готовится к сдаче государственной аттестации с помощью репетиторов или может полноценно учиться самостоятельно.
И пока нет стопроцентной гарантии, что школы начнут работать с 1 сентября. Так что я не исключаю, что эффект может сказаться на качестве человеческого капитала в долгосрочной перспективе,
– резюмирует Сергей Косарецкий.
Результаты опроса учителей, проведенного специалистами Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), демонстрируют скептическое отношение педагогов к дистанционному обучению. Большинство респондентов (80%) склоняются к тому, что онлайн-формат не позволяет учащимся освоить содержание учебных программ в полной мере, а 6% учителей считают, что при дистанционном обучении программы вообще не осваиваются.
Критический показатель
Для оценки влияния на образование экономических, природных или, как в нынешней ситуации, эпидемиологических факторов специалисты из Мирового банка предлагают использовать кривые распределения результатов функциональной грамотности в международных исследованиях.
Чтобы понять, что собой представляют эти кривые и какую информацию из них можно извлечь, приведем в качестве примера распределения результатов математической грамотности 15-летних школьников нескольких стран в исследовании PISA в 2012 году.
В международных исследованиях по традиции используется 1000-балльная шкала. По вертикали откладываются значения частоты встречаемости результатов. Площадь фигуры, ограниченной кривой распределения, вертикальной линией, проходящей через отметку 300 баллов, и горизонтальной осью координат, показывает долю школьников, находящихся в «группе риска».
Приведенные на рисунке кривые наглядно демонстрируют различия в результатах учащихся из Сингапура и Перу: если математическая грамотность сингапурских школьников чаще всего оценивалась в 610 баллов, то у перуанцев аналогичный показатель составил 350 баллов.
При оценке всех видов грамотности – читательской, математической и естественно-научной – международные эксперты считают критическим результат 300 баллов: не достигающие этого порогового значения 15-летние школьники не способны извлекать простейшую информацию из текста и не владеют даже элементарными математическими навыками для решения практических задач. Эксперты относят этих детей к «группе риска», поскольку в будущем они с большой вероятностью будут испытывать сложности и во взрослой жизни. Многим из них, возможно, предстоит регулярно посещать биржу труда и довольствоваться пособием по безработице. Вот почему ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирный банк уделяют повышенное внимание проблемам школьной неуспешности.
Возможные сценарии
Редакция ActivityEdu уже не раз обращалась к прогнозам экспертов, пытающихся представить, какой будет школа эпохи «после коронавируса», и оценить последствия пандемии для образования.
Специалисты Всемирного банка, занимающиеся проектами в области образования, опираясь на данные многолетних наблюдений, связанных с природными и техногенными катастрофами, а также экономическими кризисами, моделируют влияние пандемии коронавирусной инфекции на образование. Они рассматривают три возможных сценария, по которым будут происходить изменения.
Кривая A на всех трех рисунках (черная сплошная линия) показывает распределение результатов оценки функциональной грамотности в какой-то условной стране до начала пандемии. Серым цветом отмечены результаты учеников, которые не смогли преодолеть пороговое значение 300 баллов. Это та самая «группа риска», о которой шла речь выше.
Первый сценарий. Проблемы дистанционного обучения приводят к снижению образовательных результатов. Кривая B (синяя штриховая линия) на левом рисунке демонстрирует сдвиг результатов в сторону меньших значений. Площадь фигуры, отмеченной синим цветом, – это прирост доли школьников, не преодолевших порог 300 баллов.
Второй сценарий. Кривая C (фиолетовая штриховая линия) на среднем рисунке не только сдвигается влево, но и расширяется, сглаживается. В математической статистике говорят: увеличивается стандартное отклонение. Неравенство образовательных возможностей, которое в условиях пандемии растет, приводит к увеличению не только «группы риска» (площадь фигуры, отмеченной фиолетовым цветом), но и доли детей, показывающих высокие результаты. При развитии образования по этому сценарию успешные и мотивированные дети еще сильнее вырвутся вперед, в то время как ученики, испытывающие трудности в освоении учебной программы, еще больше отстанут.
Третий сценарий. Кривая D (зеленая штриховая линия) на правом рисунке описывает самый неблагоприятный вариант развития образования: к увеличению стандартного отклонения и сильному сглаживанию кривой, свидетельствующему о росте неравенства образовательных результатов, добавляется резкое увеличение доли детей с показателями функциональной грамотности ниже порогового значения (площадь фигуры, отмеченной зеленым цветом). Такой сценарий весьма вероятен для стран, экономика которых после пандемии не сможет восстановиться быстро. Опыт предыдущих природных и экономических катаклизмов показывает, что в некоторых странах часть детей не вернется в школы.
Рассмотреть сценарии и скорректировать проекты
Безусловно, потребуется время, чтобы оценить, насколько серьезными будут последствия пандемии COVID-19 для образования, но уже сейчас результаты моделирования и прогнозы экспертов показывают, что в наибольшей степени закрытие школ и длительная пауза в нормальном обучении скажутся на тех школьниках, которые и в обычных условиях попадали в «группу риска».
Министерству просвещения и Рособрнадзору следует с большим вниманием отнестись к моделям и сценариям, рассматриваемым специалистами Всемирного банка, чтобы скорректировать программы реализации проектов, направленных на оказание помощи школам и ученикам со слабыми образовательными результатами.
Автор: Сергей Блинов
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.