К 50-летию Октябрьской революции готовились все, включая кинематографистов. На «Мосфильме» стартовали съёмки «Неуловимых мстителей» про юных героев гражданской войны, а «Ленфильм» ответил картиной «Свадьба в Малиновке». Сюжет был хорошо известен: ещё в тридцатые годы в СССР одноимённая оперетта ставилась чуть ли не в каждом театре (тут от себя могу добавить, что я со «Свадьбой в Малиновке» познакомилась сначала именно через радиопостановку. Оперетта у нас была записана ещё на аудиокассету!). Правда, с героическим юбилеем революции сюжет не особо сочетался, так что в режиссёры решили призвать Андрея Тутышкина. Расчёт был простым:
если фильм провалится, всё можно списать на режиссёра, которому и так было не привыкать к критике, поскольку его картины регулярно обругивали.
Сам Тутышкин отдавал себе отчёт, чем может грозить неудача, но всё-таки рискнул. В немалой степени этому поспособствовал жанр водевиля, который так обожал режиссёр и в котором предстояло делать ленту.
Имя Андрея Тутышкина советским зрителям было отлично знакомо. Правда, знали его больше как актёра: в 1938 году вышла комедия «Волга-Волга», где он сыграл в паре с Любовью Орловой. Увы, эта картина так и осталась самой громкой в его артистической карьере, хотя сниматься Тутышкин продолжал. Но ещё до войны он попробовал себя в качестве режиссёра в театре, а в конце сороковых стал довольно востребованным театральным режиссёром.
Судьбоносной для Тутышкина стала встреча с Аркадием Райкиным: сатирик пригласил его в свой Театр миниатюр как режиссёра,
а в 1954 году появился фильм «Мы с вами где-то встречались» с Райкиным в главной роли, который поставил Андрей Тутышкин, теперь уже кинорежиссёр.
Готовясь к «Свадьбе в Малиновке», Тутышки решил подстраховаться и пригласил советских звёзд: Зою Фёдорову, Тамару Носову, Евгения Лебедева, Михаила Пуговкина, Владимира Самойлова, Михаила Водяного, Григория и Андрея Абрикосовых, Николая Сличенко.
В главной роли Тутышкин видел Ларису Голубкину.
Её пригласили на пробы, которые она с блеском прошла. Но через несколько дней после начала съёмок Лариса отказалась по личным причинам, и тогда её заменили юной студенткой театрального училища Валентиной Лысенко. А её возлюбленным стал Гелий Сысоев. Кстати, изначально режиссёр хотел, чтобы все артисты пели сами, но в итоге партии исполнили солисты Ленинградской оперы.
Съёмки стартовали летом 1966 года в Полтавской области. Группа уехала в глухое село Пески, где даже не было электричества, поэтому киношникам пришлось везти с собой передвижную электростанцию. Зато они могли снимать роскошные панорамы на природе, не опасаясь, что в кадр попадут электрические столбы и провода даже на дальнем плане.
Сельчане встретили группу восторженно, устраивали им застолья, закармливали деликатесы собственного приготовления. Из-за этого начало съёмок постоянно откладывалось.
Тогда Тутышкин в полу-приказном тоне вызвал жён основных артистов, чтобы они приглядывали за мужьями. Лишь после этого наконец начали снимать.
На съёмках не всё было ладно. Через месяц после старта стало известно, что у исполнительницы роли Софьи Людмилы Люлько онкология, поэтому её пришлось заменить, несмотря на то, что отснято было уже много материала (роль в итоге сыграла Людмила Алфимова). Долго не складывались отношения между Лысенко и Сысоевым, которые должны играли влюблённых.
Валентине было на момент съёмок чуть за 20, а Гелию – уже 30, и актриса считала, что он стар для 18-летнего героя-жениха.
Не ладилась роль у Михаила Пуговкина, которому пришлось потратить полгода на изучение танца «в ту степь». Отдельную сложность представляла техническая сторона. «Свадьбу в Малиновке» снимали в цвете, что само по себе было мероприятием ответственным. Для этого использовалась массивная техника, с которой непросто было обращаться. К тому же фильм задумали как широкоформатный, что тоже добавило хлопот специалистам.
Съёмочный процесс затянулся на восемь месяцев. Зато
в финале получилась задорная картина, которую по достоинству оценили зрители. Публика даже аплодировала в кинотеатрах, выражая восторг.
И тогда стало очевидно, что выбор руководства «Ленфильма» был правильным: Андрей Тутышкин создал колоритную музыкальную историю, живущую и сегодня.
Ну и в финале добавлю, что после «Свадьбы в Малиновке» в моём лексиконе навсегда поселились «лапсердак» и «гадский папа». А вы пользуетесь цитатами из «Свадьбы в Малиновке»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296