Yeomanry armoured car
Страна: Англия
Год выпуска: 1914
Производитель: Guy Lewin Limited/ шасси Societa Milanese d’Automobili Isotta Fraschini & Сіа
Кол-во: 1
Шасси: Isotta Fraschini typo TM 20/25
Двигатель: 6200 cm3, 25 л.с.
Масса 2500 кг
Бронирование: 6,35 мм
Вооружение: 7,71-мм Maxim gun
В Великобритании кроме армии и флота, которые по своим задачам должны были решать проблемы за пределами островов, достаточно серьезную силу составляли и "добровольческие" полки защиты самих островов - территориальная армия. Поэтому, когда с континента поступили первые новости о применении бельгийцами и собственным "пиратом" Чальзом Сэмсоном бронированных машин, добровольческая кавалерия "йоменов" (Yeomanry) то же решила, что и им бронемашины не помешают. Вестморлэндский и Камберлэндский полк йоменов (Westmorland and Cumberland Yeomanry) был сформирован в апреле 1908 и входил в Welsh Border Mounted Brigade.
Руководство полка Вестморлэндских и Камберлэндских йоменов (Westmorland and Cumberland Yeomanry) заказало две бронированные машины на шасси 25-ти сильных Isotta Fraschini. Как и все машины высокого класса Изотта-Фраскини имела мощную раму и тяговитый двигатель. Моторы то же были обычным для хорошего авто, устанавливались рядные шестерки, а главным отличием от конкурентов были тормоза на все четыре колеса, что тогда было редкостью даже для машин представительского класса. Проект первого бронеавтомобиля сделал офицер полка Лоутер (C.W. Lowther), а производством занялся экспортер машин Isotta Fraschini в Великобританию фирма Guy Lewin Limited, надеясь хоть как то сбыть товар со склада в условиях войны. Все работы оплачивались офицерами полка. Первый бронеавтомобиль выехал за ворота 15 ноября 1914 года.
Кавалерия территориальной британской армии именовалась «йомени» (Yeomanry), история полков которой начинается с начала 19 века, когда для отражения возможного десанта Наполеона были сформированы добровольческие части, в задачу которых входила оборона метрополии. После завершения Наполеоновских войн полки йоменской кавалерии сохранили, и они в большей своей части выполняли полицейские функции. В 1908 «йоменов» объединили с корпусом волонтеров, в результате чего образовалась территориальная армия. Все эти войска проходили подготовку для действий в качестве конной пехоты, но это не мешало их использовать и в качестве классической кавалерии. В 1914 на службе было 57 йоменских полков. Названия большинства полков соответствовали названиям местности, где они набирали личный состав. Йоменские полки не были приписаны к кавалерийским полкам армии. Эти кавалерийские полки в ходе Великой войны не только оставались в метрополии, но и перебрасывались в достаточно горячие места, так Дербиширский йоменский полк воевал на Галлиполи. При этом из большинства полков, оставленных на Британских островах, забирали лошадей для пополнения воевавших кавалерийских частей армии за пределами Великбритании. "Йомены", оставшихся без лошадей, часто пересаживали на велосипеды, так в 1916 многие йоменские кавалерийские полки превратились в самокатные.
Машина, построенная по заказу "йоменов" получилась на удивление сбалансированной и технологичной, в отличие от произведений адмиралтейства - Armored Car Admiral Pattern. Полностью бронированный капот машины, большой угол наклона лобовой брони, открытый сверху бронекорпус с установленным на шкворне пулеметом роднили машину с бельгийскими первенцами: Минервами. Но в отличие от последних корпус полностью закрывал шасси, бронекорпус был из плоских листов железа и машина имела дверь для посадки экипажа.
Но уже к концу 1914 года по заказу Адмиралтейства началось производство удачных Rolls Royce Armored Car c бронированными башнями и нужда в машинах типа Yeomanry armoured car отпала, Роллс-Ройсы пошли не только в подразделения моряков, но и в части подчиняющиеся военному министру. А броневик йоменов, перешедших с коней на велосипеды, использовался только в учебных целях.
Источник: Солдаты Первой мировой войны 1914—1918. Униформа, знаки различия, снаряжение и вооружение / Джонатан Норт ; [пер. с англ. М. Витебского]. — Москва : Эксмо, 2015. — 256 с. ISBN 978-5-699-79545-1
David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987