Пандемию коронавируса следует рассматривать как генеральную репетицию того, что нас ждет, если мы будем продолжать игнорировать законы науки, физический мир и требования ряда катастрофических угроз, таких как изменение климата.
Точно так же, как Австралия была тревожно не готова к недавним лесным пожарам и засухе, хотя они повторялись много раз в нашей истории, земной шар был не готов к коронавирусу, даже несмотря на то, что было много предупреждений об опасности в течение многих лет.
К сожалению, правительства и политические органы, по-видимому, не способны принимать научные и другие доказательства и не прислушиваются к четким предупреждениям и прогнозам. Они также, как правило, не желают думать о долгосрочной перспективе и стратегически планировать, как избежать и-или управлять серией катастрофических рисков, которые растут и угрожают нашим жизненным стандартам и образу жизни, в конечном итоге, выживанию человека.
Начиная с середины XX века люди все чаще - хотя и в значительной степени непреднамеренно – наносят значительный ущерб себе и планете, отдавая приоритет экономическому и демографическому росту, но в значительной степени игнорируя его социальные, политические и экологические последствия.
К ним относятся истощение ограниченных ресурсов, изменение климата, отходы, болезни и снижение устойчивости. Это усугубляется плохим, недальновидным управлением, которое ставит в невыгодное положение некоторые страны и поколения и способствует расточительной военной и экономической конкуренции.
Но кто бы мог подумать, что всего за шесть-восемь недель мир может так резко измениться. В ответ на Covid-19 люди, бизнес и политики приняли резкое изменение нормы, которое ранее было немыслимо.
Мы соглашаемся принять социальное дистанцирование и остаться дома - по общему признанию, которые навязываются нам - на благо более широкого сообщества, даже если они, скорее всего, препятствуют нашему индивидуальному "я".
Наши политические лидеры бросают идеологию на ветер – и придумывают политику и исправления, которые ставят людей перед политикой. Это вдохновляющий признак того, что мировое сообщество может пойти на существенные изменения.
Возникающие в настоящее время риски разнообразны, глобальны, сложны и катастрофичны. Эти решения должны быть национальными, глобально совместными и многодисциплинарными.
Самое важное - это признать риски, их масштабы, срочность и взаимосвязь, а также воспользоваться теми возможностями, которые откроются в будущем, успешно решая их.
Недавно созданная комиссия по человеческому будущему определила 10 ключевых катастрофических рисков: возникающий кризис в области природных ресурсов; разрушение экосистем; чрезмерный рост численности населения; глобальное потепление; глобальное загрязнение; отсутствие продовольственной и водной безопасности; ядерная война; пандемии; новые технологии; и неспособность глобального управления понять эти риски и принять упреждающие ответные меры.
Хотя эти угрозы носят мрачный характер и мир совершенно не готов к ним, существует реальная надежда на эффективные ответные меры.
Очевидно, что каждая страна захочет рассмотреть эти риски в своих собственных обстоятельствах. Однако, поскольку эти риски не признают национальных границ, страны также должны сотрудничать, чтобы изменить поведение и практику в адаптации к новым обстоятельствам и в признании и использовании новых возможностей.
При разработке политических решений крайне важно, чтобы они основывались на научных данных и общепризнанных фактах. Этот важнейший процесс должен стать началом развития "новой науки" - Науки о выживании и благополучии человека.
Учитывая систематическую неспособность правительств во всем мире предвидеть и устранять эти огромные риски, а также последовавшее за этим снижение общественного доверия и пренебрежение истиной, транспарентностью и подотчетностью в политике и некоторых средствах массовой информации, мы считаем, что существует настоятельная необходимость в радикальных политических реформах, включая новые способы борьбы с коррупцией со стороны заинтересованных кругов и влияние, которое они оказывают на Правительства.
Вместе с тем комиссия особо отмечает, что решение этих серьезных проблем зависит не только от государственной политики и деятельности корпораций, но и от действий миллиардов людей в их повседневной жизни.
Многое из нашего нынешнего поведения, что мы делаем и как мы это делаем, должно измениться, если цивилизация хочет выжить и процветать.
Это означает, что многие существующие системы и практики, которые мы считаем само собой разумеющимися, – наша экономическая система, наша продовольственная система, наша энергетическая система, наша транспортная система, наши производственные системы и системы отходов, наши системы управления, наша общественная жизнь и наши отношения с природными процессами Земли – все они должны подвергнуться тщательному изучению и реформированию.
Цель комиссии состоит в том, чтобы поделиться ведущими мыслями и идеями со всего мира о том, что общество в целом может сделать для построения лучшего, более безопасного будущего – и как каждый из нас может сыграть свою роль в ограничении и преодолении этих рисков.
Мы должны дать возможность всем – молодым и старым, женщинам и мужчинам, бедным и богатым – построить это безопасное, устойчивое человеческое будущее.
Covid-19 и вызванные им медицинские, экономические и другие реакции в области здравоохранения происходили быстрее и гораздо более существенно, чем кто-либо мог себе представить. Большинство из них никогда бы не предусмотрели ограничения, применяемые к личным свободам и передвижениям для сдерживания инфекции, а также степень, в которой это потребуется для “краха” экономики, чтобы смягчить эти ответные меры. Но мир в основном принял и приспосабливается к этим потребностям.
Чтобы извлечь уроки из этого опыта, мы все должны стать активными, а не просто реагировать, предвидеть и готовиться к устранению глобальных рисков и начать разрабатывать политические меры реагирования, которые позволят максимизировать выгоды от возможностей, открывающихся в результате этого.
Единственным ограничением для нашего мышления должна быть степень нашего глобального воображения.