Да уж, чего только не рассказывает мне брат, приходя домой с работы. Их, к счастью, не закрыли: крупный сетевой магазин с товарами из перечня первой необходимости. И в это тяжёлое время ему крупно повезло не остаться без работы, даже зарплату не урезали на фоне сбавления покупательского потока. Магазин работает в прежнем режиме. Но естественно, ту прибыль, которую изначально рассчитывало получить руководство, им не получить, и вот тут в силу вступила оптимизация. То есть сейчас руководители усиленно напрягают мозги, дабы поменьше потратить и побольше заработать. И первыми под удар оптимизации попадают, конечно же, сотрудники сети. Причём не верхушка, что просиживает офисные кресла, а обычные работяги, за счёт которых эти магазины вообще могут полноценно функционировать.
Началось всё с сокращений рабочих мест на каждом из магазинов. Где-то двоих человек убрали, раскидав их обязанности по оставшимся работникам, при этом забыв добавить хоть копейку к окладу, где-то сразу по четыре человека уволили. Да, именно уволили, а не сократили, как полагается по закону. И плевать торговая сеть хотела, что вообще-то незаконно заставлять сотрудника писать заявление на уход по собственному желанию. Не хочешь по-хорошему – уволим по статье, её придумать недолго, ну или на крайний случай можем сказать, что ты не соответствуешь занимаемой должности. Остальные сотрудники тоже недовольны и жалуются, что работать урезанным составом крайне тяжело, задачи не выполняются в срок, нет сил терпеть такой объём работ без мотивирующей доплаты? Что ж, всегда можно сказать, чтобы эти нытики увольнялись, если их что-то не устраивает – на их место найдутся желающие.
А ранее в их конторе не хватало кадров по причине того, что люди просто не шли к ним работать. Вернее, идти-то они шли, но надолго мало кто задерживался. Так сеть целую заманивающую рекламу пускала по своим магазинам: будет вам и зарплата "белая", и форма бесплатная, и такси до дома, и вообще полный соцпакет – только приходите к нам работать! И как всё быстро изменилось, когда в стране из-за режима самоизоляции воцарила безработица. Руководство сети быстро возомнило себя королевскими особами, такой шанс выпал, чтобы холопов нерадивых гонять! А они будут сидеть на своих местах, выполнять лишнюю работу бесплатно и даже жаловаться не пойдут, страшно же!
Моя подруга тоже работает в крупном сетевом магазине, но сеть уже совсем другая. Им не так повезло: закрыты они были с 28 марта и открылись лишь неделю назад. И всё потому, что магазин находится на территории торгового комплекса, а отдельного входа с улицы к ним нет. Уж не знаю, как так администрация комплекса выкрутилась, чтобы позволить себе открыть хотя бы некоторые магазины в своём здании, но у них это получилось, и мою подругу, находящуюся в отпуске за свой счёт по желанию начальника, в срочном порядке выдернули на работу. Но официально она всё ещё в отпуске, зарплату начальство стало выдавать наличными, урезав её в 1,5 раза. Ну и, конечно же, она тоже услышала от руководства слова о том, что если что-то не так – пиши заявление на увольнение, мы другого работника наймём.
И таких историй ещё очень много, думаю, что у любого из вас они тоже есть в арсенале, и хорошо, если они не касаются вас лично. Потому что эти истории всё больше напоминают отношения по форме "владелец и раб", а не "работодатель и сотрудник". В столь тяжёлый момент, когда, казалось бы, люди должны сплотиться и помогать друг другу, некоторые из нас всё сильнее утрачивают свою человечность, делят народ на касты и пользуются всеобщей бедой. И это мерзко. Несмотря ни на что, каким бы сложным не выдалось время, люди должны оставаться людьми. А "нелюдей" и на местах "повыше" без того хватает.