То, что художественные произведения сильно влияют на сознание людей, было замечено ещё очень давно, в том числе в древней Греции, где Платон, осознавая невероятную силу искусства, предлагал ввести строгую цензуру литературы, чтобы граждане (в первую очередь дети) усваивали только "правильные" ценности. Но я предлагаю обратится к более позднему периоду, когда один фильм ужасов спровоцировал религиозную истерию, последствия которой ощущаются до сих пор.
Фильм "Изгоняющий дьявола" 1973 года был одной из тех немногих картин, которые в своё время сформировали жанр фильмов ужасов, но помимо самой ленты интересен эффект, который она произвела.
Если коротко, сюжет повествует о девочке, одержимой (предположительно) Дьяволом. Её мать обращается к психологам, которые, испробовав все возможные методы диагностики, посоветовали ей обратиться к священнику.
Изначально студия Warner Brothers не рассчитывала на успех фильма, так что его показывали в относительно небольшом количестве кинотеатров (в 24), но ошеломительный спрос на просмотр заставил её серьёзно пересмотреть политику. В итоге "Изгоняющий дьявола" стал вторым по кассовым сборам фильмом того года. Люди стояли в огромных очередях, замерзая на холоде (премьера состоялась в декабре), только чтобы увидеть фильм, а многие – чтобы увидеть ещё раз.
Но самое интересное начало происходить позже. Видите ли, к тому времени экзорцизм был чем-то вроде давно забытой практики, которая применялась чрезвычайно редко. Как указывает отец Дэмиен Каррас (Джейсон Миллер), один из главных персонажей "Изгоняющего дьявола", упадок ритуала объясняется тем, что во времена, когда психологии и психиатрии ещё не существовало, католическая церковь объясняла психические болезни вмешательством демонов, от чего позже из-за развития науки им пришлось отказаться ради спасения репутации.
До семидесятых годов так и было. Спрос на ритуал возрос в результате двух событий: как мы уже знаем, непредвиденного успеха фильма "Изгоняющий дьявола", а также публикации книги "Hostage to the Devil" ("Заложник дьявола") священника-экзорциста Малачи Мартина, которая в своё время была очень популярна.
Как вы уже могли догадаться, фильм вызвал у публики бурную реакцию сразу после премьеры. Дурная слава фильма поддерживалась тем фактом, что во время просмотра в кинотеатрах, некоторые теряли сознание, многих тошнило, что, вероятно, во многом объясняется физическим изнеможением от часов, проведённых в очереди, но так или иначе, реклама есть реклама. Майкл Хоббс и Сара Маршалл, ведущие подкаста "You’re wrong about" в выпуске об экзорцизме хорошо описывают влияние фильма: по словам отца Томаса Бёрнингема, который консультировал режиссёра, а также снялся в небольшой роли (священника, как можно догадаться) после выхода картины он получал десятки запросов на экзорцизм от людей, которые пытались объяснить свои (и чужие) жизненные проблемы одержимостью демонами, несмотря на то, что Бёрнингем в действительности даже не имел "квалификации", чтобы проводить ритуал.
Само собой, это не ограничилось одним лишь священником. Организованная религия подчиняется законам спроса и предложения, так что католическая церковь, в то время (и до сих пор) конкурирующая с протестантской, оседлала волну хайпа, что успешно используется до сих пор. Как сообщают авторы статьи "Driving out the Devil: what’s behind the exorcism boom?", в 2019 году в Ватикане даже состоялись курсы для экзорцистов, в том числе обучающие изгнанию демонов… через телефон. XXI век, дамы и господа. Согласно некоторым оценкам, в одной Италии в 2018 около 500 тыс. людей заявляли, что одержимы демонами. Даже если количество сильно приувеличено, масштаб явления очень впечатляет. К счастью, церковь относится к таким вещам относительно ответственно и, как правило, предлагает "одержимым" обычную консультацию священника, либо обращение за психологической помощью.
Несмотря на то, что качество фильма до сих пор вызывает споры как у зрителей, так и у критиков, его культурное влияние не только на США, но и на мир в целом, сложно описать в одной статье, так что если мне удалось вас заинтересовать, то вы могли бы поискать об этом больше информации, хотя бы прослушав вышеупомянутый подкаст.
В заключение: хорроры, как и комедии, очень быстро стареют. Представления о том, что страшно, а что смешно, сильно зависят от исторического и культурного контекста. Мы больше не боимся кризиса веры в "Вороне" Эдгара По, потому что не жили в то время и не чувствовали то же, что чувствовали читатели. По той же причине "Изгоняющего дьявола" сейчас сложно назвать страшным фильмом. Он пугал людей в семидесятых, но теперь самые "жуткие" моменты вызывали у меня смех. И всё же очень интересно, что один фильм возродил к тому времени забытый ритуал экзорцизма и, вероятно, стал единственной причиной, по которой мы вообще о нём слышали.