Все дети к определенному возрасту знакомятся с буквами и осваивают грамоту. В современном цивилизованном обществе нет ни одного человека, который так и не научился бы читать или писать. Однако многие заботливые родители все равно беспокоятся и задаются миллионом вопросов. Когда нужно начинать учить буквы? Как правильно организовать процесс обучения? Или лучше расслабиться и доверить это дело саду и школе?
Наиболее оптимальный возраст для запоминания звуков, букв и слогов — 5-7 лет. Это так называемый “сензитивный период” для освоения чтения и письма. Конечно, могут быть исключения: кто-то легко делает это уже в 4 года, а кто-то знакомится с буквами только в 1 классе. Решающими факторами здесь будут индивидуальные особенности ребенка и личное мнение родителей. Главное условие, “сигнал”, по которому определяют готовность дошкольника к освоению знаковой системы — интерес. Ребенок начал рассматривать в книгах не только картинки. Задает вопросы: “Мама, какая это буква?”. Чаще просит почитать ему что-нибудь. Все эти моменты говорят о том, что он “созрел”, пора приступать к обучению.
Тесную дружбу с алфавитом пора начинать, если ребенок демонстрирует следующие признаки:
- четкая, связная речь, умение правильно формулировать мысли устно, выстраивать целостные предложения;
- легкое и правильное произношение звуков, умение видеть разницу между созвучными элементами (жа-ша, луг-лук и т.п.).
- способность отличить “право” от “лево”, “верх” и “низ”.
Что важно учитывать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с чтением и письмом быстрее и проще?
- Чем младше ребенок, тем меньше усилий от него требуется. Если с 6-летним малышом рекомендуют заниматься ежедневно по 15-20 минут, то 4-летнему достаточно 10 минут в день. Здесь эффект зависит не от количества потраченного времени, а именно от периодичности занятий: лучше понемногу, но ежедневно.
- Учить буквы дошкольник должен добровольно, следуя не уговорам и принуждению, а собственным интересам и желанию. Интерес — основной ресурс и источник мотивации для детей.
- Единственный рабочий способ обучения в дошкольном возрасте — игра. Буквы, слоги и слова можно рисовать, лепить, конструировать, выпекать, вырезать — все что угодно, только не заучивать целенаправленно.
- Дружбу с алфавитом лучше начинать с гласных. Знакомить с ними ребенка нужно парами: а-я, ы-и, э-е и т.д. Это сэкономит время на изучение и поможет малышу уложить в голове механизмы слогообразования.
- Как только ребенок освоит гласные, начинаем постепенно вводить согласные звуки. Лучше делать это сразу в слоговых вариациях. Учим “б”, “ба-бя”, “бэ-бе”, “бу-бю” и т.д., а затем только новый согласный звук.
- Не стоит накапливать опыт впустую. Важно сразу же применять его на практике. Ребенку будет гораздо интереснее учиться, если он сможет из пары выученных слогов уже составить и записать самое настоящее слово, найти его в книге. Лучшей мотивации и не придумаешь.
- Главное, что требуется от родителей в процессе изучения с ребенком чего угодно, — терпение и последовательность. Не нужно хватать все и сразу, прыгать с буквы на букву, учить подряд весь алфавит и т.д.
- Одни звуки ребенок запомнит легко и с первого раза, другие будет забывать, путать или писать неправильно. Поэтому на некоторые, самые простые для него, понадобится 1 день, а той части, что посложнее, придется уделить гораздо больше внимания и времени.
- Нужно не просто запомнить букву и ее произношение. Важно запомнить правильно. Ребенок с самого начала не должен узнавать буквы как “эм”, “бэ” и “”ка” — только “м”, “б” и “к”. “Ка” у него получится после того, как к звуку “к” он прибавит звук “а”, и никак иначе.
Эффект от занятий можно в разы усилить. Для этого родителям нужно учесть ведущий канал восприятия ребенка и правильно этим воспользоваться. Здесь об этом подробнее. Кинестетику проще запомнить букву или слог, если он его слепит или вырежет. Такие дети могут осваивать чтение через письмо: пишут, проговаривают и запоминают. Аудиалу буквы следует как можно чаще проговаривать, придумывать разнообразные стишки-запоминалки. Визуалы легче усваивают яркий, образный материал: буквы нужно нарисовать, раскрасить, слова найти и обвести и т.д.
Существует немало методик для обучения чтению в любом возрасте. Придумано множество игр, помогающих дошкольнику учиться легко и интересно. Одним детям нравится искать буквы в тексте. Другие оценят буквенные раскраски. Третьи с огромным удовольствием будут играть в школу и рассказывать алфавит младшим братьям, домашним питомцам или плюшевому медведю. Все дети обожают гаджеты. Гном Разумейкин объединил онлайн-игру и обучение чтению — дошкольник сможет играя подружиться с буквами, научиться читать слова и выражения. Такой способ придется по душе и детям, и их родителям.
А как вы учите своих деток читать? Какие методики используете? Делитесь опытом в комментариях!