В период профилактики распространения коронавируса нагрузка на дороги значительно уменьшилась. Тем не менее осуществление весового и габаритного контроля над передвижением грузового автотранспорта остаётся неотъемлемым атрибутом безопасности дорожного движения.
Большинство дорог с твёрдым покрытием в Татарстане были запроектированы и построены в 1960–1980 годах, и они были рассчитаны на проезд транспорта с нормативной нагрузкой на ось не более шести тонн. Но к началу нынешнего века по ним начал ходить такой транспорт, на который строители и проектировщики ещё двадцать–тридцать лет назад не могли рассчитывать: многотонные фуры, настоящие железнодорожные составы на колёсах. Дорожное основание стремительно разрушалось, и это стало историческим уроком для дорожной отрасли.
А что такое плохие дороги? На них автомобиль расходует почти в полтора раза больше горючего, затраты на ремонт и обслуживание машин повышаются в 2,5–3,4 раза, срок их службы сокращается наполовину.
В последние годы на территории республики были отремонтированы практически все дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, и это потребовало вливания больших бюджетных средств. Вот почему сохранность автотранспортных магистралей – одна из важнейших задач.
Известно, что дороги наиболее подвержены разрушению весной. Поэтому с 1 по 30 апреля на территории республики вводятся временные ограничения движения тяжеловесных транспортных средств, осевая нагрузка которых превышает нормативные значения. Для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, расположенных на территории Татарстана, предельно допустимая нагрузка составляет шесть тонн на ось транспортного средства.
Как сообщили в ГБУ «Безопасность дорожного движения», есть категории транспортных средств, типов грузов и перевозок, на которые не распространяются ограничения. Их перечень указан в пункте 19 Порядка осуществления временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения» и размещён в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант». В исключительных случаях движение тяжеловесных автомобилей допускается при наличии специального разрешения, выданного организацией в заявительном порядке.
Так что во избежание спорных ситуаций перевозчикам рекомендуется заблаговременно получить специальное разрешение на перевозку грузов или своевременно осуществить заготовку в необходимом количестве сырья и материалов с целью предотвращения остановки производства. Спецразрешение можно оформить и в электронном виде, что весьма актуально в период ограничений из-за коронавируса. Заявление подаётся через автоматизированную информационную систему «Портал выдачи специальных разрешений и согласований на движение по региональным автомобильным дорогам Республики Татарстан тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (электронный адрес – aisktg.ru). Таким образом, граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
Такое разрешение не нужно получать в офисе ГБУ «Безопасность дорожного движения» на бумажном носителе. Достаточно знать его номер, чтобы специалист на пункте весового контроля смог проверить наличие специального разрешения по государственному регистрационному знаку транспортного средства в специализированной программе.
Ну а движение тяжеловесного транспорта без спецразрешения является правонарушением, за совершение которого статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена административная ответственность вплоть до лишения права управления транспортным средством, а в отношении юридических лиц – административные штрафы в размере до 500 000 рублей.