"Периодическая комната" - популярный со второй половины XIX века тип музейной экспозиции, когда до мелочей воссоздается атмосфера эпохи. В одном только нью-йоркском музее Метрополитен несколько десятков "периодических комнат" - от парижского салона Людовика XVI до гостиной, выполненной по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Всего - 34 инсталляции! При этом чаще всего воссозданы реальные комнаты, купленные на аукционе или у конкретного владельца. Приобретённое богатство в музее может храниться в запасниках год, пять или десять лет, а иные и несколько десятков, пока не возникнет возможность или потребность в организации очередного грандиозного тура по истории интерьера.
Периодическая комната в стиле ар деко была приобретена Бруклинским музеем в 1970 году. Газета The New York Times отрекомендовала это событие так: "После 40 лет использования в квартире на Парк-Авеню, 525, экстраординарная комната в стиле ар деко, созданная французскими художниками-декораторами, обрела новый дом в Бруклинском музее". В каталогах музея комната получила название "Кабинет Вайл-Воргельта".
Почему двойная фамилия? С одной стороны, именно Раймонд Воргельт подарил музею эту экспозицию в память о своей покойной жене Этель, с другой стороны, Этель была замужем дважды, первый супруг Милтон Вайль (основатель Готэмской шёлково-чулочной компании) на средства, которая, собственно, и были оформлены апартаменты на Парк Авеню, 525, в 1928-1930-х годах. После смерти Вайля в 1934 году, Этель благополучно вышла замуж за Раймонда Воргельта, и новая семья прекрасно себя чувствовала в роскошных апартаментах.
Если говорить об оформлении всего интерьера апартаментов Воргельтов, то в основе - классический французский стиль Людовиков, однако кабинет - стилистически контрастен по отношению к остальному пространству и выполнен в современной для 1920-х годах манере, в стиле ар деко. Дизайном занимался Мартин Беккер, который работал в нью-йоркском отделении французской компании Alavoine.
Несмотря на такой разительный контраст в дизайне основного пространства и кабинета, раскрылся аспект, который удивил нью-йорских музейщиков. Деревянные панели, которыми облицованы все стены кабинета, с точки зрения конструкции, сделаны в традициях французских краснодеревщиков XVIII века. Гвозди и шурупы использовались только при креплении карнизов, к которым присоединялись деревянные панели, поэтому панели находились в нескольких сантиметрах от несущих стен. Благодаря такому решению все деревянные элементы отлично сохранились, а нумерация на обороте панелей значительно облегчила и процесс разборки, и последующей сборки кабинета.
Были в интерьере и естественные утраты. Радиоприёмник, который первоначально имел динамик в верхней части, радио в середине и фонограф в основании, был сокращен до основания, когда Воргельты купили телевизор, да и потребности в громоздком радио исчезла. Музей восстановил первоначальный вид конструкции радиоприёмника по фотографиям, вернув на законное место позолоченную решётку громкоговорителя, которую сохранили Воргельты.
Несмотря на то, что большая часть кабинета досталась музею, в том числе и светильники с плафонами из опалосцентного стекла Lalique, четыре предмета обстановки - письменный стол, стул, шкаф для картотеки и восьмиугольный стол остались в собственности Воргельтов.
Если изучение интерьерного дизайна для вас актуально - статьи по теме:
- Интерьеры ар деко. Блистательная работа Жака Эмиля Рульманна Le Hôtel du Collectionneur, 1925
- Американский ар деко. Звёздный мьюзик-холл Radio City, Манхэттен, Нью-Йорк
- Самая роскошная комната в Нью-Йорке Жана Дюнана
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!
#ар деко #стиль #американский ар деко #архитектура #красота