Найти в Дзене

От Трампа до Эрдогана, "негодники" лидеры, хуже всего проявившие себя во время борьбы с пандемией (The Guardian)

Лидеры, которые плохо проявили себя во время борьбы. Верхний ряд: Дональд Трамп, Жаир Болсонару, Биньямин Нетаньяху и Нарендра Моди. Нижний Ряд: Реджеп Тайип Эрдоган, Родриго Дутерте, Си Цзиньпин, Владимир Путин, Виктор Орбан. Состав: EPA, Getty, Reuters, AP
Лидеры, которые плохо проявили себя во время борьбы. Верхний ряд: Дональд Трамп, Жаир Болсонару, Биньямин Нетаньяху и Нарендра Моди. Нижний Ряд: Реджеп Тайип Эрдоган, Родриго Дутерте, Си Цзиньпин, Владимир Путин, Виктор Орбан. Состав: EPA, Getty, Reuters, AP

Те, кто ещё слишком молод, наверное, не помнят, но был такой беззаботный британский и американский ситком 90-х годов Men Behaving Badly [«Негодники» — прим.ав.] — сериал о глупых парнях, делающих глупые вещи. COVID-19 удалось возродить этот сюжет. Но теперь он не такой уж и смешной.

Во всем мире авторитарные лидеры эксплуатируют, усугубляют или грубо искажают ответные меры на пандемию, ставя корыстные интересы выше общественного блага.

В основном так действуют мужчины. И часто их поведение часто бывает просто возмутительным. В отличие от безобидных Гэри и Тони [герои сериала «Негодники» — прим.авт.], они являются современным воплощением “полых людей“ из поэмы Томаса Стернза Элиота [ The Hollow Men, T.S. Eliot].

Пол имеет важное значение, поскольку считается, что женщины-лидеры обычно проявляют себя лучше. Немецкий канцлер Ангела Меркель, президент Тайваня Цай Инвэнь и премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн — вот некоторые имена тех компетентных и сострадательных женщин, заслуживающих похвалы.

И все же есть ли у самых плохих лидеров общие проблемные черты, выходящие за рамки тех, которые приписываются им просто из-за принадлежности к мужскому полу? Одна из них — это фиксация на идее войны. Другая — бедность воображения. Эти лидеры регулярно ведут себя в соответсвии с набившими оскомину военными метафорами и клише, такими как “президент военного времени”, “стойкость духа” и “борьба с невидимым врагом”.

Отсутствие сопереживания также кажется общим знаменателем даже среди мнимых популистов, “лидеров из народа". Это может быть результат классового, культурного или элитного воспитания.

Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн получила высокую оценку за свое руководство. Фотография: Hagen Hopkins / Getty Images
Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн получила высокую оценку за свое руководство. Фотография: Hagen Hopkins / Getty Images

Одним из решающих факторов является политическая ориентация кандидата. В широком смысле, нетерпимые к чужому мнению лидеры, которые стоят во главе авторитарных режимов и которые отказываются от демократических и правовых ограничений, злоупотребляют гражданскими и женскими правами, отвергают критику СМИ, терпимо относятся к коррупции и считают, что только они знают все лучше всех, являются наихудшими и наименее эффективными руководителями в борьбе с пандемией.

Дональд Трамп подходит по всем пунктам. Он КОРОНованный чемпион мира среди болванов. Его совет на прошлой неделе применять инъекции антисептика для лечения коронавируса нового типа побил рекорд нездорового идиотизма. Это слишком даже для него самого. Хотя есть ещё много претендентов на титул «чемпиона».

Возьмем президента Реджепа Тайипа Эрдогана, “политического тяжеловеса” Турции. Его первая реакция на растущую угрозу COVID-19 состояла в том, чтобы поставить экономику выше человеческих жизней. Эрдогана обвиняют, как и Трампа, в политизации кризиса. Так, например, он запретил сбор средств городскими советами, контролируемыми оппозицией, в Стамбуле, Измире и Анкаре. Говорят, что впечатляющее выступление мэра Стамбула Экрема Имамоглу, его возможного соперника на президентских выборах в 2023 году, обеспокоило Эрдогана куда больше, чем эпидемия.

Поспешное введение комендантских часов и защитных мер вызвали смятение у народа и панику у прилавков магазинов. А ещё Эрдоган упустил свой шанс укрепить единство ради цели, когда под досрочное освобождение заключенных не попали заключенные в тюрьму политические оппоненты, журналисты и правозащитники.

Мир ожидает от Турции большего. На Филиппинах брутальные выходки президента Родриго Дутерте, печально известного тем, что он празднует внесудебные убийства, оказались вполне уместны. Как и правопартийцы в других странах, Дутерте преуменьшил угрозу COVID-19, а затем чрезмерно на неё отреагировал.

За запоздалыми мерами по изоляции последовало типично жесткое подавление. Дутерте приказал полиции и военным убивать тех, кто не подчинился приказу. «Стреляйте по ним на поражение, - приказал он. — Вместо того, чтобы вы создавали проблемы, я отправлю вас в могилы.”

Присвоение себе президентом Дутерте чрезвычайных властных полномочий отражает процесс захвата власти в других странах со слабыми системами демократической подотчетности. Лидер венгерских правых популистов Виктор Орбан заявил, что его новые бессрочные полномочия правления могут быть отменены декретом парламента в любое время. Оппоненты опасаются, что «ручной» парламент может никогда этого не сделать.

Некоторые из самых авторитарных мировых лидеров отреагировали с нездоровой смесью грубой безответственности и расчетливости. Жаир Болсонару, президент Бразилии, похоже, как и Трамп, надеется, что может превратить в политическую выгоду враждебность бедных слоев населения из-за сокращения рабочих мест после введения режима изоляции.

Полиция проверяет температуру у мотоциклистов в Маниле в пятницу. Президент Филиппин Родриго Дутерте приказал полиции убивать всех, кто не соблюдает режим изоляции. Фото: Aaron Favila/AP
Полиция проверяет температуру у мотоциклистов в Маниле в пятницу. Президент Филиппин Родриго Дутерте приказал полиции убивать всех, кто не соблюдает режим изоляции. Фото: Aaron Favila/AP

«Болсонаро сравнил коронавирус с легким гриппом, подстрекая своих сторонников выступать против мер изоляции, принятых местными властями, [и] продвигал в социальных сетях непроверенные препараты как чудодейственные лекарства, — заявил Эдуардо Мелло, профессор университета Сан-Паулу. — Если экономика Бразилии рухнет, то Болсонаро, как ни странно, может оказаться в выигрыше – если только ему самому не объявят импичмент первому.»

Лидер Китая Си Цзиньпин также использует пандемию в политических целях, о чем свидетельствует внеплановый намеренный арест на прошлой неделе 15 опытных деятелей выступающих за демократию Гонконга. Связанные с вирусом угрозы в области безопасности и экономики используются для оправдания все более жестких репрессий, особенно после прошлогодней неудачной попытки подавить антипекинские протесты.

Но у таких суровых людей не всегда все идёт по плану. Тщательно взращиваемая сверхнебесная непогрешимая репутация Си Цзиньпина сильно пострадала после катастрофы в Ухане. Блеск также померк и над головой националистического индуистского премьер-министра Индии Нарендры Моди.

В прошлом году Моди, казалось, был неуязвим, особенно после разгона протестов в Кашмире. Но жестокий погром в мусульманских районах Дели едва не подорвал его репутацию внутри страны. Да и нанесенный самому себе экономический и социальный ущерб, вызванный неуклюжими, хаотичными противовирусными мерами, создаёт менее лестный портрет некомпетентного и бесполезного лидера.

Точно так же под вопросом находится доверие к президенту России Владимиру Путину, специализирующемуся на экспорте смертельных вирусов, из-за того, что он медлил со вступлением в борьбу с COVID-19.

Защищая себя от вреда, Хи-мэн Путин [He-Man, англ. «настоящий мужчина») — вымышленный герой в линии медийных продуктов и игрушек «Властелины Вселенной» — прим.авт.] беспомощно наблюдает, как коронавирусная нагрузка на Россию по спирали поднимается вверх, а мировые цены на нефть, ключевой источник кремлевских денег, идут в обратном направлении.

Напротив, пандемия спасла премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху от заслуженного забвения. После третьих неубедительных выборов и на фоне надвигающегося судебного разбирательства по обвинению в коррупции Нетаньяху выглядел так, будто он уже «мертв и похоронен». Своим воскрешением он обязан беспринципному использованию коронавирусной угрозы в качестве национального объединяющего фактора.

Глядя на все это плохое поведение, возможно, отчаяться и пасть духом — это и выход. Как писал Т. Элиот в "Полых людях“: «Вот как кончится мир \ Не взрыв, но всхлип». И все же, возможно, нет.

Прогрессисты могут утешиться тем, что автократы и правые популисты в основном провалили испытание COVID-19. Может быть, люди во всем мире, потрясенные всей этой наглой неразберихой, начнут сопротивляться и отменят недавно появившуюся тенденцию к авторитаризму.

Было бы очень приятно так думать. В целом демократии лучше проявили себя во время кризиса. Но реакция Великобритании и США оказалась удручающей. Может быть, это потому, что в обоих случаях за дело берется какой-то мелкий, высокомерный человек.

Источник: https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/apr/26/trump-to-erdogan-men-who-behave-badly-make-worst-leaders-pandemic-covid-19

Спасибо за то, что дочитали до конца! Если Вам интересно прочитать перевод какой-либо статьи на турецком, французском или английском языках, присылайте ссылки!