Найти в Дзене

Интересные факты о фильме «Бриллиантовая рука»

Фильму «Бриллиантовая рука» исполнилось уже 45 лет, однако на его популярность это никак не повлияло, его можно пересматривать бесконечно.
По посещаемости он занимает 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката, уступая только фильмам «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит».
Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете Да и само по себе такое количество драгоценностей, как в фильме, и их происхождение вызвали бы неминуемый интерес со стороны милиции. Так что в этом смысле контрабанда (а это была именно контрабанда, так как ввоз осуществлялся тайно) в фильме имеет абсолютно логичное объяснение в канве сюжетной линии. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контраба

Фильму «Бриллиантовая рука» исполнилось уже 45 лет, однако на его популярность это никак не повлияло, его можно пересматривать бесконечно.
По посещаемости он занимает 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката, уступая только фильмам «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит».
Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете

Да и само по себе такое количество драгоценностей, как в фильме, и их происхождение вызвали бы неминуемый интерес со стороны милиции. Так что в этом смысле контрабанда (а это была именно контрабанда, так как ввоз осуществлялся тайно) в фильме имеет абсолютно логичное объяснение в канве сюжетной линии. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации.


В целом сценарий был одобрен, но худсовет выдвинул следующие требования: сделать менее пассивной роль милиции, сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа контрабандистов, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики: «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдома Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу», сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша. Также не понравились сцены с проститутками (одна в «Стамбуле», другая — в гостинице «Атлантика»), пьянство главного героя, безалаберность таможенников и др. Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, с минимальными правками, Леонид Гайдай пошёл на трюк: добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал.
Съёмочная группа была уверена, что все время съемок они будут нежиться на заграничном курорте. Каково же было их разочарование, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», эпизоды фильма снимались в Адлере, Сочи, около Туапсе, на шоссе в Красную Поляну.
В целом сценарий был одобрен, но худсовет выдвинул следующие требования: сделать менее пассивной роль милиции, сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа контрабандистов, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики: «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдома Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу», сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша. Также не понравились сцены с проститутками (одна в «Стамбуле», другая — в гостинице «Атлантика»), пьянство главного героя, безалаберность таможенников и др. Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, с минимальными правками, Леонид Гайдай пошёл на трюк: добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал. Съёмочная группа была уверена, что все время съемок они будут нежиться на заграничном курорте. Каково же было их разочарование, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», эпизоды фильма снимались в Адлере, Сочи, около Туапсе, на шоссе в Красную Поляну.

Жили киношники в гостинице «Горизонт», расположенной в центральной части Адлера. Именно эта гостиница предстала в кинофильме в образе гостиницы «Атлантика». Увы, историческая сочинская гостиница, знакомая десяткам миллионов кинозрителей, в 2000-е была выкуплена некими частными лицами и практически полностью снесена, причем без шансов на новое строительство.


Сценарий изначально писали под Юрия Никулина, появление которого в главной роли не вызывало сомнений. Вот заявка сценаристов: «…На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений…». В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось. В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
На роль бандита-контрабандиста Лелика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. Пуговкину предложили попытать счастья на роль второго контрабандиста Геннадия Козодоева.
Сценарий изначально писали под Юрия Никулина, появление которого в главной роли не вызывало сомнений. Вот заявка сценаристов: «…На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений…». В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось. В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде». На роль бандита-контрабандиста Лелика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. Пуговкину предложили попытать счастья на роль второго контрабандиста Геннадия Козодоева.

Когда «Бриллиантовая рука» вышла на экраны, Гайдаю пришло письмо. Зритель хвалил игру Гребешковой и писал: «Именно такой и должна быть настоящая жена!» «Ну вот, видишь, а ты играть не хотела!» — произнес довольный режиссер.


Много споров у худ. руководства вызвали пробы артисток на роль управдома Варвары Сергеевны Плющ, которую могли сыграть Клара Лучко или Татьяна Гаврилова. Утверждение с большими сомнениями и авансом получила Нонна Мордюкова, против которой возражал и режиссер Гайдай. Позже, при обсуждении отснятого материала, больше всего шпилек достанется как раз Мордюковой — многие посчитают ее игру грубой, а изречения плоскими.
Много споров у худ. руководства вызвали пробы артисток на роль управдома Варвары Сергеевны Плющ, которую могли сыграть Клара Лучко или Татьяна Гаврилова. Утверждение с большими сомнениями и авансом получила Нонна Мордюкова, против которой возражал и режиссер Гайдай. Позже, при обсуждении отснятого материала, больше всего шпилек достанется как раз Мордюковой — многие посчитают ее игру грубой, а изречения плоскими.

Интересные факты о съёмках…
Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонёк» Леонид Плешаков. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Интересные факты о съёмках… Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонёк» Леонид Плешаков. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.