Хотя коронавирус не оставляет нетронутыми ни одну часть мира, его воздействие будет наиболее жестким в местах, которые уже пострадали. Однако проблемы, которые он приносит с собой, могут оказаться более смертоносными, чем сам Covid-19. Даже в самых богатых странах коронавирус оставил семьи в голоде.
Глава Всемирной продовольственной программы предупреждает, что сейчас мы находимся на грани пандемии голода, в результате которой в течение нескольких месяцев в трех десятках стран может наступить многократный голод “библейских масштабов”. Домохозяйства, уже борющиеся за выживание, потеряли работу, которая их кормила. Денежные переводы, отправленные домой членами семьи за границу, по прогнозам, упадут примерно на пятую часть из-за Covid-19. Туризм исчез. Детям не хватает полноценного школьного питания, от которого они зависят. Карантинные правила и транспортные проблемы подрывают цепочки поставок продовольствия.
Covid-19 в одиночку не создал этот кризис. Скорее, это еще один сокрушительный удар усложняющий и углубляющий проблемы стран, уже борющихся с последствиями войны, глобального потепления, других кризисов в области здравоохранения и таких специфических угроз, как нашествие саранчи на Восточную Африку. Это может почти удвоить число тех, кто сталкивается с острым голодом, подталкивая к концу года еще 130 миллионов человек к грани голода. В целом дефицит, вероятно, затронет пятую часть населения мира. Многие из них живут в условиях, с плохой санитарией, и значительное число из них имеют уже существующие проблемы со здоровьем, такие как ВИЧ или туберкулез; недоедание сделает их более уязвимыми перед Covid-19 и другими угрозами.
Однако самое худшее не является неизбежным. Продовольственный кризис в настоящее время является кризисом распределения и доступности продовольствия, хотя в долгосрочной перспективе сельское хозяйство, вероятно, пострадает, особенно в тех местах, где оно является трудоемким.
Развивающиеся страны не могут позволить себе пакеты мер поддержки, принятые в других странах, и ни одна страна не может решить проблемы снабжения. Необходимы международные решения; организации системы ООН имеют уникальные возможности для решения проблем закрытия границ и ограничений с учетом их регионального присутствия, контактов и дипломатии. В долгосрочной перспективе, предупреждают экономисты и эксперты глобального здравоохранения, развивающимся странам потребуются триллионы долларов на восстановление. ООН ищет всего $ 2 млрд для своего чрезвычайного призыва; тем не менее, по состоянию на прошлую неделю, более богатые страны пообещали только четверть этого. Они должны выполнить эти обещания сейчас и дать еще больше.
Особенно важным в этом плане является план логистики на сумму 350 млн. долл.США , который позволит товарам и сотрудникам по оказанию чрезвычайной помощи достичь районов, пострадавших от кризиса. Решающее значение будет иметь убеждение правительств разрешить основным сельскохозяйственным и продовольственным работникам перемещаться внутри стран и между ними. ООН предупредила, что попытки защитить внутренние поставки через тарифы и запреты на экспорт создадут чрезвычайную нестабильность. Наконец, соглашения "Большой двадцатки" и Международного валютного фонда о приостановлении задолженности - это шаг вперед, но недостаточный; действовать должны и частные кредиторы.
Все это - вопрос общей порядочности, но также и личного интереса. В 2007-08 годах мы видели, как рост цен на продовольствие может дестабилизировать общество, вызывая последствия, ощущаемые гораздо более широко. В ряде стран уже появляется призрак беспорядков. Коронавирус - это самая последняя и, возможно, самая непосредственная демонстрация того, что климатические кризисы и войны в Сирии и других странах уже должны были нам сказать: что страдания других людей не должны продолжаться.