Найти тему

Самая страшная катасрофа на железной дороге в мире

Глубокой ночью 4 июня 1989 года на перегоне между Аша — Улу-Теляк при встречном разъезде двух пассажирских поездов № 211 "Новосибирск - Адлер" И №212 "Адлер - Новосибирск" происходит самая страшная трагедия на железнодорожном транспорте в мире. Объемный взрыв уничтожил оба поезда и забрал жизни по крайней мере 575 человек.
Табличка поезда №212 "Адлер - Новосибирск"
Табличка поезда №212 "Адлер - Новосибирск"

Преступная халатность.

Вечером 4 июня в трубе продуктопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье по которой бежит смесь из бензина и сжиженного газа падает давление. Оператор перекачивающей станции Миннибаевского газоперерабатывающего завода решает просто увеличить давление в трубе до нужного и не выяснять причины просадки давления. С этого момента трагедия неизбежна. Трубопровод изначально построенный с грубыми нарушениями проходил в опасно близости от полотна железной дороги.

Родственники и друзья пассажиров на месте катастрофы. Тела многих погибших так и не удалось опознать
Родственники и друзья пассажиров на месте катастрофы. Тела многих погибших так и не удалось опознать

Через трещину в трубе, которая образовалась из-за наплевательского отношения работников, которые задев трубу экскаваторным ковшом решили закопать ее без надлежащей проверки вытекает взрывоопасная смесь скапливается в низине у полотна железно дороги. Машинисты проезжающих поездов сообщали диспетчеру о сильной загазованности перегона, но и этому не придали значения.

Взрыв уничтожил 38 железнодорожных вагонов и два локомотива. Последовавший за ним пожар охватил 250 гектаров прилегающих территорий
Взрыв уничтожил 38 железнодорожных вагонов и два локомотива. Последовавший за ним пожар охватил 250 гектаров прилегающих территорий

Взрыв

Поезда не должны были встретиться на этом участке, но по трагической случайности оба поезда опаздывали. У беременной пассажирки поезда следовавшего из Адлера на одной из станций начались схватки и поезд задержали. При встречном разъезде двух составов произошел объемный взрыв накопившихся у полотна газов, мощность взрыва составляла порядка 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Взрывом были сброшены все 38 вагонов поездов, уничтожены опоры контактной сети и полотно железной дороги на сотни метров от эпицентра, лес выгорел на расстояние нескольких километров, а в райцентр Аша, что в 11 километрах выбило стекла в домах.

 Аварийные бригады восстанавливают железнодорожное полотно
Аварийные бригады восстанавливают железнодорожное полотно
Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медецины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать (которых можно успеть спасти). - вспоминает Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы.
Фото Андрей Соловьев/ТАСС
Фото Андрей Соловьев/ТАСС

Оба "курортных" поезда были переполнены, в обоих составах было более 1300 пассажиров и членов поездных бригад. По различным оценкам, погибло от 575 до 645 человек. Такая неточность в количестве жертв из-за того, что в поездах находилось много детей, которых не вписывали в проездные документы, а так же безбилетные пассажиры. Около трети погибших составляли дети - 181 человек. Серьезные ожоги получили практически все пассажиры поезда, лишь пара десятков счастливчиков не пострадало.

 Советские солдаты расчищают завалы на месте взрыва
Советские солдаты расчищают завалы на месте взрыва

Последствия.

Катастрофа произошла во времена, когда замалчивать такие происшествия уже не было нормой. Следствие жестко взялось за поиски виновных, а место трагедии в тот же день посетил Михаил Горбачев. Выяснилось, что трубопровод эксплуатировался без соблюдения элементарных норм безопасности, за трубой должны были следить обходчики с газовыми анализаторами и с помощью облетов вертолета, но этого не делалось. Следствие добралось до заместителя министра нефтяной промышленности Шагена Донгаряна, но тут страну поглотил хаос распада, и первое судебное заседание прошло только в 1992 году уже в России. А к оглашению приговора в 1995 году, из списка обвиняемых исчезли все начальники и остались только работяги, что повредили трубу ковшом экскаватора.

Родственники и близкие погибших на месте взрыва в первую годовщину катастрофы 4 июня 1990 года
Родственники и близкие погибших на месте взрыва в первую годовщину катастрофы 4 июня 1990 года

А вы как считаете, можно ли было избежать катастрофы или череда случайностей и общая халатность есть закономерный итог?

Подписывайтесь на канал я пишу статьи каждый день, ставьте этой статье лайк, пишите комментарии я отвечу всем!