Этот текст был написан 8 лет назад. Ровно столько я не пересматривала «Взгляд Улисса» – замечательный фильм о том, что такое любовь (в том числе и к кино).
Мир рушится, снимают памятник Ленину, всюду войны, бомбы, убийства, смерти... И среди всего этого – герой Харви Кейтеля, которому жизненно необходимы три непроявленных ролика братьев Манакис, греческих пионеров кинематографии.
Герой одержим идеей. Он путешествует по Балканам, по обломкам, по руинам, совершая свою «Одиссею» много лет, веков и эпох спустя. Перед глазами проходит роуд-муви длиною в несколько поколений.
В героя каждый раз влюбляется одна и та же женщина. Или это несколько женщин, очень похожих между собой? Очень красивые, высокие, выразительные... И снова Майя Моргенштерн закуривает сигарету в вечернем поезде. (И вспоминается «Дуб» Лучана Пинтилие с волшебной сценой ее курения в поезде однажды ночью.)
В фильме Ангелопулоса ее героини страдают, тоскуют, надеются, любят и все понимают без слов. Понимают, что герою необходимы эти три непроявленных ролика, и он готов за ними ехать на край света или в другое измерение. И что им движет в первую очередь – надежда или отчаяние – никто не знает.
Его путешествие – это не столько приключение, декорированное изумительными пейзажами и симфонической музыкой. Это дорога рефлексии, мудрости, истории, памяти.
Несчастные балканские страны, где, казалось бы, не должно было остаться ничего, кроме горя и боли, предстают призрачным туманным миром утраченных иллюзий и разочарований.
Но и там, несмотря ни на что, пьют вино, гуляют по улицам, танцуют, разговаривают со снегом и искренне любят кино. На одной чаше весов оказываются ржавая баржа, разбитый асфальт, искалеченные здания и зловещие выстрелы у реки, а на другой - спасенный киноархив, чудом уцелевший кинотеатр и тост за Мурнау, Дрейера и Уэллса.
А сегодня – еще и за режиссера Тео Ангелопулоса, которому исполнилось бы 85 лет!
👉 18 уникальных черно-белых фотографий Йозефа Куделки со съемок
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡