Найти тему
Ваш тайный советник

Крестоносцы из «Голубой дивизии»

Оглавление

Как испанцы воевали на Восточном фронте

В крестовый поход против Советского Союза на стороне Гитлера выступили представители практически всей Европы. Многие союзники Германии отправили на русский фронт свои отборные, отлично оснащенные войска. Особняком среди этих формирований стоит так называемая испанская «Голубая дивизия», сражавшаяся с Красной Армией под Ленинградом.

Фалангисты, «кровники» и белоэмигранты

В 1936 году, когда в Испании вспыхнула гражданская война, Сталин послал на помощь местным социалистам-республиканцам 2,5 тысячи своих лучших военспецов - летчиков, танкистов, минеров, моряков. Стоит ли удивляться, что уже 24 июня 1941 года в Испании объявили о формировании дивизии (четыре пехотных полка и артиллерийский) для отправки на русский фронт. По сути, это был зеркальный ответ Сталину с его «добровольцами».

Кем комплектовалась дивизия, численность которой первоначально составила почти 18 тысяч человек? Костяк составили члены фашистской партии «Испанская фаланга», созданной еще в 1931 году. Причем генеральный секретарь партии генерал Муньос Грандес стал первым командиром дивизии (это как если бы генсек КПСС Брежнев надел погоны и лично возглавил вторжение в Афганистан).

Кроме убежденных антикоммунистов, многие добровольцы стремились в Россию, чтобы, как они говорили, «вернуть визит»: «Я должен отомстить за родных, которые погибли от рук красных!» Среди этих «кровников» были даже юноши по 15 - 16 лет.

Встречались среди добровольцев и бывшие республиканцы, пожелавшие искупить свое «позорное» прошлое. Еще одна категория - те, кто польстился на хорошее жалованье и пособие, которое власти пообещали выплачивать их семьям. Наконец, в «Голубую дивизию» вступали русские эмигранты первой волны. Такие, как бывший белогвардейский капитан Александр Трингам. Во время гражданской войны в Испании он воевал на стороне Франко, а в 1941-м был зачислен в штаб «Голубой дивизии» в звании майора.

Тем не менее дивизия считалась добровольческой весьма условно. Больше чем наполовину она была укомплектована обычными призывниками, которым предлагался простой выбор: либо 2 года службы в обычной армии, либо 6 месяцев на русском фронте. Дополнительными стимулами служили высокие «командировочные» и возможность выслужиться в сержанты.

Часто спрашивают, почему дивизия называлась «голубой». Дело в том, что многие добровольцы носили форму партийной милиции фалангистов - красные береты и синие рубашки. Оказавшись в России, испанцы получили униформу вермахта. Единственное, что отличало их от немцев, - шеврон на левом рукаве, исполненный в цветах испанского флага (красно-желто-красный) и с надписью «Эспанья» внизу. Но под чужим кителем испанцы продолжали носить свои синие рубашки. И хотя их добровольческое соединение стало именоваться 250-й пехотной дивизией вермахта, даже в официальных документах его называли «Синей дивизией» (Azula Division). «Голубая» - это уже выверт советских историков.

«Испанцы добрее, человечнее»

25 июня 1942 года Лидия Осипова, жительница оккупированного немцами Павловска, записала в своем дневнике: «Идут разговоры, что к нам скоро придут испанцы. Знаменитая «Голубая дивизия».

Еще за несколько недель до расквартирования испанцев под Ленинградом немцы стали распространять среди населения жуткие слухи, изображая «Голубую дивизию» как банду жестоких, недисциплинированных мародеров. Реальность оказалась совсем иной. 25 августа все та же Осипова сделала такую запись: «Испанцы добрее, человечнее, справедливее… Испанцы получают два пайка. Один от немецкой армии, другой - от своего правительства, и раздают излишки населению».

Безусловно, солдаты «Голубой дивизии» не были ангелами во плоти. Уже в первых разведсводках штаба 52-й армии в октябре-ноябре 1941 года на основании опроса перебежчиков и военнопленных, захваченных документов отмечалось, что в дивизии имеется немало уголовников и прочих деклассированных элементов. Наверняка были случаи насилия по отношению к мирному населению и зверства над советскими военнопленными. Тем не менее большинство испанцев все же ясно понимали, что воюют не против русских, а против большевиков, - в отличие от всех других союзников немцев, они называли противника не «русскими», а «красными», «лос рохос»...

Характерный случай произошел в Новгороде, где держала оборону «Голубая дивизия». Во время советского артобстрела снаряд попал в центральный купол собора Святой Софии. Крест был сбит, но не упал на землю. Прямо во время обстрела его спасли испанские саперы - символы веры значили для католиков очень много. Затем этот крест был отправлен в Испанию, где хранился в Инженерной академии. Табличка под ним сообщала, что реликвия вернется в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим. В 2007 году так и произошло.

Заклятые друзья

У солдат «Голубой дивизии» к немцам были серьезные счеты. Например, испанцы обижались, что их, южан, послали на самый северный участок фронта (хотя холод они переносили неплохо и часто умывались снегом). Жаловались, что немцы заставили их проделать пешком поход из Польши до Новгорода, а потом до Ленинграда, хотя могли дать в их распоряжение поезда...

«Испанцы, - свидетельствует Осипова, - режут немцев каждую субботу по ночам после того, как напьются своего еженедельного пайкового вина. Иногда и в трезвом виде бьют немцев смертным боем. Немцы только защищаются».

Диктатор ушёл от возмездия

Первое время командование вермахта довольно скептически относилось к боевым качествам своих южных союзников. Испанцы действительно воевали довольно своеобразно, вкладывая в дело больше отваги, чем системы. Однажды капитан из «Голубой дивизии» был так огорчен гибелью своего друга, убитого случайной пулей, что на свой страх и риск начал наступление, к которому стихийно примкнули другие части. Однако немцы остались недовольны таким экспромтом и сменили испанцев на этом участке фронта.

В октябре 1943 года «Голубая дивизия» была отозвана с фронта в Испанию. Однако около 1800 добровольцев сформировали «Испанский легион», который сражался до марта 1944-го. А небольшая группа продолжала воевать, будучи включенной в состав СС, до самого конца войны. По самым разным оценкам, потери «Голубой дивизии» составили от 12 до 40 тысяч человек. Почти тысяча из них покоится сегодня на воинском кладбище на окраине Новгорода.

А Франко оказался единственным фашистским диктатором, которому удалось избежать разгрома антигитлеровской коалицией, сохранить свою власть над страной и умереть в весьма преклонном возрасте.

Франсиско Франко
Франсиско Франко

Автор текста: Дмитрий КУВАКИН

Из архивов «Вашего тайного советника»

Еще больше интересных статей на нашем сайте https://history1.ru/