Большинство из нас склонны думать о времени как о линейном, абсолютном и постоянно “убегающем” – но так ли это на самом деле ? И как мы можем изменить наше восприятие ?
"Время" является наиболее часто используемым существительным в английском языке. Мы все знаем, каково это, когда проходит время. Наше настоящее становится прошлым, как только оно произошло; сегодня вскоре превращается во вчерашний день. Если вы живете в умеренном климате, каждый год вы видите, что времена года приходят и уходят. И по мере того, как мы достигаем зрелости и выходим за ее пределы, мы все больше осознаем, как пролетают годы.
Хотя нейробиологи не смогли обнаружить в мозге ни одного Хронометра, ответственного за определение времени, которое проходит, люди на удивление хорошо справляются с этим . Если кто-то говорит нам, что они прибудут через пять минут, у нас есть приблизительное представление о том, когда начать их искать. У нас есть ощущение, что проходят недели и месяцы. В результате большинство из нас сказали бы, что то, как функционирует время, довольно очевидно: оно проходит с постоянной и измеримой скоростью в определенном направлении – из прошлого в будущее.
Конечно, человеческая перспектива времени может быть не только биологической, но скорее сформированной нашей культурой и эпохой. Например, у племени амондава на Амазонке нет слова для обозначения “времени” – что, как говорят некоторые, означает, что у них нет понятия времени как структуры, в которой происходят события. (Ведутся споры о том, является ли это чисто лингвистическим аргументом, или же они действительно воспринимают время по-другому.) Между тем, трудно с научной точностью сказать, как люди представляли себе время в прошлом, поскольку эксперименты по восприятию времени проводились только в течение последних 150 лет.
Но мы знаем, что Аристотель рассматривал настоящее как нечто постоянно меняющееся и что к 160 году римский император-философ Марк Аврелий описывал время как реку преходящих событий. И на Западе, по крайней мере, многие все еще отождествляли бы себя с этими идеями.
Но физика говорит совсем о другом. Как бы много времени ни ощущалось как что-то, что течет в одном направлении, некоторые ученые умоляют различаться.
Если бы воспоминания были зафиксированы, как видеокассеты, то воображение новой ситуации было бы сложным.
В прошлом веке открытия Альберта Эйнштейна взорвали наши представления о времени. Он показал нам, что время создано вещами; оно не было там, ожидая, что эти вещи будут действовать в нем. Он продемонстрировал, что время относительно, двигаясь медленнее, если объект движется быстро. События не происходят в определенном порядке. Нет ни одного универсального "сейчас", в том смысле, как это было бы в ньютоновской физике.
Действительно, многие события во Вселенной можно расположить в последовательном порядке – но время не всегда четко сегментировано на прошлое, настоящее и будущее. Некоторые физические уравнения работают в обоих направлениях.
Один из аспектов восприятия времени, который многие из нас разделяют, - это то, как мы думаем о своем собственном прошлом: как своего рода гигантская видеотека, архив, в который мы можем погрузиться, чтобы получить записи событий в нашей жизни
Некоторые физики-теоретики, такие как самый популярный писатель и физик Карло Ровелли, идут еще дальше, полагая, что время не течет и даже не существует. Это всего лишь иллюзия .
Конечно, хотя некоторые физики предполагают, что время не существует, восприятие времени – наше чувство времени – существует. Вот почему данные физики расходятся с тем, как чувствует себя жизнь. Наше общее представление о том, что означает понятие “будущее” или “прошлое”, может быть неприменимо ко всему во Вселенной, но оно отражает реальность нашей жизни здесь, на Земле.
Однако, как и ньютоновская идея абсолютного времени, наша вера в то, как время работает для людей, также может вводить в заблуждение. И там может быть лучший подход.
Ложное прошлое
Один из аспектов восприятия времени, который разделяют многие из нас, - это то, как мы думаем о своем собственном прошлом: как о гигантской видеотеке, архиве, в который мы можем погрузиться, чтобы извлечь записи событий в нашей жизни.
Но психологи доказали, что автобиографическая память совсем не такая. Большинство из нас забывают гораздо больше, чем помнят, иногда вообще забывая о том, что произошло, несмотря на то, что другие настаивали на том, что мы были там. Иногда даже напоминание не делает ничего, чтобы подтолкнуть наши воспоминания.
Когда мы складываем воспоминания, мы изменяем их, чтобы понять, что произошло. Каждый раз, когда мы вспоминаем что-то, мы восстанавливаем события в нашем уме и даже меняем их, чтобы они соответствовали любой новой информации, которая могла бы появиться. И это гораздо легче, чем вы могли бы подумать, чтобы убедить людей, что у них был опыт, который никогда не случался. Психолог Элизабет Лофтус провела десятилетия исследований на эту тему, убеждая людей, что они помнят, как целовали гигантскую зеленую лягушку или что они однажды встретились с Багзом Банни в Диснейленде (поскольку он персонаж Warner Bros, поэтому этого не может быть). Даже пересказ анекдота нашим друзьям может означать, что наша память об этой истории возвращается в библиотеку слегка измененной.
Еще одна ошибка, которую мы совершаем, заключается в предположении, что воображение будущего полностью отличается от мышления о прошлом. Фактически, эти два процесса взаимосвязаны. Мы вовлекаем подобные части мозга, чтобы вспомнить или представить нашу жизнь в последующие годы. Именно обладание нашими воспоминаниями позволяет нам представить себе будущее, переделывая сцены для предварительного просмотра будущих событий в окне в уме. Этот навык позволяет нам строить планы и пробовать различные гипотетические возможности, прежде чем мы примем решение.
Эти любопытные ощущения возникают в результате того, как наш мозг справляется со временем. Ребенок, у которого мало автобиографической памяти, постоянно живет в настоящем. Она счастлива. - Она плачет. - Она голодна. Она несчастна. Ребенок переживает все это, но не думает о том, как холодно было в прошлом месяце, или беспокоиться о том, что температура может снова упасть в ближайшее время.
Тогда постепенно у малыша начнет развиваться чувство собственного "я". С этим развитием приходит понимание времени, вчерашнего дня, отличного от завтрашнего.
Время лежит не только в основе того, как мы организуем свою жизнь, но и в том, как мы ее переживаем
Но даже в этом возрасте вообразить себя в будущем остается проблемой. Психолог Джейни Басби Грант обнаружила, что если спросить трехлетних детей, что они могут сделать на следующий день, то только треть из них может дать ответ, который будет считаться правдоподобным. Когда психолог Кристина Атанс дала маленьким детям немного крендельков, чтобы поесть, а затем вариант больше крендельков или немного воды, вы не удивитесь, узнав, что, испытывая жажду после употребления соли, большинство выбрали воду. Но когда она спросила их, что они хотели бы иметь, когда они вернутся на следующий день, большинство все еще выбрали воду. (Взрослые выбирали крендельки, зная, что к завтрашнему дню они снова почувствуют голод.) Очень маленькие дети не могут представить себя в будущем, где они могли бы чувствовать себя иначе, чем в этот момент.
Переживание времени активно создается нашим разумом. Различные факторы имеют решающее значение для этой конструкции восприятия времени – память, концентрация, эмоции и чувство, которое мы имеем, что время каким-то образом расположено в пространстве. Наше восприятие времени укореняет нас в нашей ментальной реальности. Время лежит не только в основе того, как мы организуем свою жизнь, но и в том, как мы ее переживаем.
Конечно, вы можете возразить, что на самом деле не имеет значения, точно ли мы воспринимаем время в соответствии с законами физики. На ежедневной основе мы можем продолжать ходить, не вспоминая о том, что каким бы плоским ни был мир, пока вы находитесь на земле, он сферичен. Мы все еще говорим о Солнце, восходящем утром и заходящем вечером, даже если мы знаем, что это Земля, а не то, что Солнце движется. Наше восприятие не идет в ногу с наукой – и мы можем только создавать наш повседневный опыт мира, используя чувства, которыми мы обладаем.
Если бы кто-то попросил вас представить себе, что вы плаваете, чтобы работать над lilo, у большинства из нас не было бы проблем с воображением
Точно так же наше восприятие времени-это не то, что мы можем игнорировать. Как бы много вы ни узнали о четырехмерном пространстве-времени, ожидание этого задержанного поезда все равно будет казаться вам более долгим, чем обед с вашим другом.
Но даже если мы не можем изменить наше восприятие времени, мы можем изменить то, как мы думаем о нем – и, возможно, чувствовать себя лучше о его прохождении, и себя, в результате.
Время перемен
Вместо того чтобы рассматривать прошлое, настоящее и будущее как прямую линию, мы можем рассматривать наши воспоминания как ресурс, позволяющий нам думать о будущем.
Это очень важно. Человеческая способность мысленно путешествовать во времени вперед и назад – вот почему мы способны делать так много вещей, которые отделяют нас друг от друга, например планировать будущее или создавать произведение искусства. И важная роль, которую память должна играть в этом процессе, не является новой идеей: Аристотель, например, описывал воспоминания не как архивы наших жизней, а как инструменты для воображения будущего.
Мы не должны проклинать наши воспоминания, когда они подводят нас
Это означает, что то, что раньше казалось недостатком – наша трудность точно вспомнить прошлое – на самом деле является преимуществом. Если бы воспоминания фиксировались, как видеокассеты, то представить себе новую ситуацию было бы сложно. Если бы я попросил вас представить себе, как вы прибываете на свое рабочее место в следующий вторник утром не обычным маршрутом, а вместо этого плывете на Лило по бирюзовому каналу, обрамленному тропическими цветами, мимо знакомых зданий прямо до входной двери вашего офиса, где ваши старые школьные друзья встретят вас с коктейлем, в одно мгновение большинство из вас сможет это сделать. (Исключение составляют люди с необычным состоянием, называемым резко недостаточной автобиографической памятью.
Ваша память настолько гибка, что в одно мгновение вы можете вызвать свои лично записанные воспоминания об улице, на которой вы работаете, каково это-лежать на Лило, лица ваших школьных друзей, образы тропических цветов и коктейлей. Вы не только находите все эти воспоминания, которые могут быть разделены десятилетиями, но вы затем соединяете их вместе, чтобы изобрести сцену, которую вы никогда не видели или даже слышали раньше.
Мы все еще говорим о Солнце, восходящем утром и заходящем вечером, хотя мы знаем, что это движение Земли.
Когнитивно это звучит как тяжелая работа. На самом деле, гибкость наших воспоминаний делает это довольно легко сделать.
Поэтому мы не должны проклинать наши воспоминания, когда они подводят нас. Они созданы для того, чтобы быть изменчивыми, чтобы мы могли взять миллионы фрагментов воспоминаний из разных периодов нашей жизни и рекомбинировать их, чтобы дать нам бесконечные творческие возможности для будущего.
На самом деле, когда наша память о прошлом повреждена, так же как и наша способность думать о будущем. Невролог Элеонора Магуайр попросила людей описать воображаемый сценарий будущего, в котором они находятся в музее. Некоторые говорили, что у него был куполообразный потолок. В других-мраморный пол. Но люди с амнезией не могли предположить, как это может выглядеть из-за нашей зависимости от памяти, чтобы позволить нам думать о будущем.
Вместо того чтобы думать о наших воспоминаниях как о удобном видеоархиве, мы можем иметь в виду, что наша память о событии может быть не идеальной – и принять, что у других могут быть очень разные воспоминания об одном и том же событии.
Замедление
Есть еще одна вещь, которую мы можем сделать. Единственный вопрос, который мне чаще всего задавали после написания книги о восприятии времени, - как мы можем замедлить время?
Но я думаю, стоит ли нам быть осторожными в своих желаниях. В среднем возрасте недели и годы могут чувствовать, как будто они мелькают мимо. Но часть нашего чувства времени проходит под диктовку количества новых воспоминаний, которые мы сделали. Когда вы оглядываетесь назад на напряженный отпуск, даже если он прошел быстро в то время, в ретроспективе он может чувствовать себя, как будто вы были далеко в течение многих лет. Это из-за всех тех новых воспоминаний, которые вы сделали, проведя неделю вне своей обычной рутины. Если жизнь кажется, что она идет быстро, это может быть признаком жизни, которая полна.
Если вы действительно хотите избавиться от этого тревожного чувства в воскресенье вечером, что выходные пронеслись мимо, есть что-то, что вы можете сделать: постоянно искать новые впечатления
Между тем, время действительно кажется, что оно идет медленнее, если вам скучно или подавленно, или вы чувствуете себя одиноким или отвергнутым, ни одно из которых мы не хотели бы искать. Как писал Плиний Младший в 105 году: "чем счастливее время, тем оно кажется короче.”
Но если вы действительно хотите избавиться от этого тревожного чувства в воскресенье вечером, что выходные пронеслись мимо, есть что-то, что вы можете сделать: постоянно искать новые впечатления. По выходным занимайтесь новыми видами деятельности и посещайте новые места, а не направляйтесь в тот же паб или кинотеатр. Все это удовольствие означает, что время пролетит в данный момент – но потому, что вы сложите больше воспоминаний, когда вы доберетесь до утра понедельника, выходные будут чувствовать себя долго.
Некоторая рутина, конечно, неизбежна. Но если вы можете создать жизнь, которая чувствует себя одновременно новой и интересной в настоящем, недели и годы будут казаться длинными в ретроспективе. Даже изменение вашего маршрута на работу может иметь значение. Чем больше воспоминаний вы можете создать для себя в повседневной жизни, тем дольше ваша жизнь будет чувствовать себя, когда вы оглядываетесь назад.
То, как мы воспринимаем время в нашем сознании, никогда не будет соответствовать последним открытиям в физике. Мы все знаем, на что похоже течение времени. Хотя мы не можем изменить то, как наш мозг воспринимает время, есть лучшие способы начать думать об этом. Но даже тогда, то, как он искажается в определенных ситуациях, будет продолжать удивлять и расстраивать нас. В конце концов, возможно, Святой Августин лучше всего выразился, когда спросил: "Что же такое время? Если меня никто не спрашивает, значит, я знаю. Если я хочу объяснить это кому-то, кто спрашивает, я этого не знаю.”
Если понравилась статья подпишись)