В первый класс я пошла в 1982 году. Мы все пришли в первый класс с ранцами. У многих ранцы одинаковые были, их дарили на выпускной в детском саду.
Ранец и другие
Ранец того времени совсем не похож на современный. Это был обычный портфель с лямками. Я только помню, что у меня на ранце были буквы, но какой он был точно не помню.
Потом у меня был портфель. Сначала был портфель такой же как ранец, потом вытянутый.
Потом все стали ходить со спортивными сумками. Этакий мешок без кармашков, где вообще все смешивалось. Я несколько лет ходила с такими сумками. Повесишь на плече и готово.
Дипломат, вот что было пределом моих мечтаний, пока я ходила с сумкой, они тогда как раз в моде были. Мне казалось, что открываешь дипломат, а там какой-то свой мир, отдельный от школьного. В него можно погрузится, им отгородится от остальных. Будто частичка дома. Там и фотографию можно было прицепить и наклейки изнутри приклеить.
Потом у меня был дипломат. Он был коричневый, мягкий снаружи. В него помещалось далеко не все, что нужно было таскать в школу и это было неудобно, зато круто.
Беда была когда дипломат открывался на ходу, особенно где-нибудь на лестнице и все его содержимое рассыпалось.
Мой дипломат закончил свою жизнь весь в царапинах и наклейках.
Заполучив дипломат, я снова с завистью посматривала на спортивные сумки одноклассников. Особенно мне нравились сумки в виде башмака, кед такой. Представляю, какой неудобный, но все равно нравилось.
Дневник
Дневник был, серенький обычный. В моем дневнике за первый класс первые страницы заполнены маминым почерком, потом я писала. Иногда я так писала, что в строке, где нужно было писать МАТЕМАТИКА, у меня вмещалось только "МА". И никто меня за это не ругал, а напротив моего "МА" спокойно красовались пятерки.
Ручки
Ручка у меня обычная шариковая.
Некоторые ее грызли так, что из колпачка вылезал стержень (паста).
Круто если была деревянная ручка, такая со скошенным верхом. Часто стержень для неё нужно было подрезать ножницами, обычный был длинноват.
В старших классах у нас начали продавать чернильные ручки, в них надо было чернила заливать. Мне нравилось такими писать, красиво получалось. Только чернила заканчивались быстро, приходилось заправлять, и мы ходили с чернильными руками.
Карандаши в основном были деревянные твердые или мягкие. Твердые я не любила, им неудобно было чертить и писать и стирались они плохо.
Потом появились автоматические с обычным стержнем. А в самом конце 80-х в начале 90-х у нас уже появились автоматические карандаши с тонким стержнем.
Ластики мы называли «резинки», они тоже были твердые или мягкие и были и здоровые, размером с ладонь.
Учебники
Учебники передавались из класса в класс, пока совсем станут в непотребном виде. У нас отличникам давали учебники по лучше, а двоечникам доставались самые потрепанные и изрисованные. Пририсовывать портретам в учебнике усы и шляпы было святое дело.
Учителя настойчиво требовали обернуть учебники. Вначале 80-х это была газета, потом лист ватмана, обои, серая упаковочная бумага. Позже начали появляться полиэтиленовые обертки.
У некоторых учебники были обернуты бумагой из которой делали пакеты для молока. До сих пор не знаю откуда они ее брали.
И несмотря на это, учебники все равно был обтрепанные и исписанные. Иногда даже не хватало листов.
Тетради
Тетради тоже сначала оборачивали бумагой. Помню мама выдергивала из середины двойной лист и оборачивала им тетрадь. Потом появились прозрачные полиэтиленовые обложки. В первом классе тетради подписывали родители, потом мы сами.
Тонкие тетради были обычные голубые или зеленые никаких картинок. В каждой тетради была промокашка и мы ее никогда не использовали по назначению.
Общие тетради тоже были без украшательства, в лучшем случае однотонная цветная обложка .
Я любила носить с собой толстенную тетрадь – черновик. Там мы не только решали задачки, но и рисовали, переписывались, писали стихи, играли в крестики-нолики или морской бой
Линейки и прочее
Линейки у нас были обычные деревянные мы ее разрисовывали ручкой на все лады. У некоторых деревянная линейка столько проживала, что начертить по ней можно было только волнистую линию.
Потом прибавились в портфеле транспортир, циркуль, логарифмическая линейка.
Пенал
Первые годы я все ручки и карандаши таскала в пенале, а потом перестала и искала по всей сумке.