Найти тему

Школьники в СССР и сегодня. Что изменилось?

Семейная форма образования в России подразумевает, что ребенок не ходит в государственное образовательное учреждение и родители берут полную ответственность за образование ребенка на себя. Это включает разные варианты: кто-то учит детей дома по учебникам, кто-то находит частную не аккредитованную школу с альтернативным подходом, а кто-то нанимает репетиторов.

За последние годы все больше и больше семей выбирают семейную форму получения среднего общего образования для своих детей, забирая их из школ. Все больше молодых родителей ищут альтернативные варианты, пока их дети еще в дошкольном возрасте, и не планируют отдавать их в первый класс государственной образовательной системы.

Почему такая тенденция? Чем плохи школы? Чем они стали хуже по сравнению с нашим детством и детством наших родителей?

Причин много. И одна из основных — организация школьной системы, приемы и методы воспитания, применяемые в школах.

Школа в СССР

Оглянувшись во времена СССР, можно проанализировать, какие люди нужны были стране и кого готовила школа тогда.

Социалистический строй требовал общности и единства. Жизнь на благо общества. Учиться, чтобы работать и быть добропорядочным гражданином. «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». Детей с раннего возраста приучали быть послушными, заботиться о других, уважать старших и помогать им, служить обществу и строю.

-2

При социалистическом строе каждый должен быть винтиком одной большой машины. Свои интересы не важны — важно лишь общее дело. Если все делал правильно — общество заботилось о тебе и давало возможность нормально жить, иметь хорошую работу, уважение и поддержку.

Школа прекрасно справлялась с выращиванием подходящих граждан. Ее основной задачей было привить детям послушание и работоспособность, некоторое самоотречение и умение служить. Помимо получения знаний, целью единой учебной программы было приучить детей мыслить шаблонами, отказываться от своего мнения и действовать так, как принято.

Детей принимали в октябрята, и им нужно было объединяться в «звездочки» и доказывать, что они — самые продуктивные. Все было заточено на общие достижения, на пользу другим, обществу, стране.

Если кто-то плохо учился — к нему приставляли отличника, который занимался с ним, «брал на поруки». Плохая учеба порицалась всеми: от родителей до одноклассников.

Своеволие и нежелание «играть по правилам» считались дурными чертами характера. Таким детям прочили несчастливое будущее — и это было правдой. Они не могли встроиться в общую систему.

Двоечников не принимали в пионеры. «Непутевых» пионеров могли исключить — и уж точно их не принимали в комсомол. Они не могли найти хорошую работу. Все было взаимосвязано.

На работе была та же структура, что и в школе. Коллеги и руководство вмешивались в личную жизнь, следили за добропорядочностью своих сотрудников. По карьерной лестнице продвигали только надежных, послушных и старательных граждан, готовых отказаться от себя во благо страны, ВВП и выполнения пятилетки за три года.

Все было оправдано. Школа была такой, как требовали время, общество и политический строй.

-3

Другие времена

Сейчас все иначе. Мир изменился. Социалистический строй рухнул. Мы живем в свободное время, в море возможностей и перспектив, где каждый сам за себя. Общество не заботится о гражданах, не ведет их по жизни. Прилежное обучение в школе, сбор макулатуры и участие в субботниках уже не обеспечат твое будущее, не дадут никаких гарантий и поддержки общества и государства. Никому неинтересно сейчас, как ты учился в школе и сколько собрал металлолома.

Даже золотая медаль и красный диплом не дают ровным счетом никакого преимущества.

В современном мире, чтобы быть успешным, нужно обладать противоположными качествами, чем требовалось пятьдесят лет назад. Только самостоятельные, независимые, свободные, думающие и креативные люди добиваются сейчас успеха. Именно эти качества важно развивать в детях. Умение мыслить нестандартно, искать новые пути и рисковать, умение самостоятельно искать информацию и работать с ней — вот что нужно.

-4

Мир готовых решений в прошлом. Но, к сожалению, школа тоже осталась в прошлом. Она не развивается и не меняется вслед за требованиями современного мира. Она по-прежнему заставляет детей сидеть за партами, говорить по поднятой руке, не высказывать свое мнение и ходить парами. Она продолжает воспитывать послушных винтиков системы, которые будут делать то, что им скажут. Она учит слушаться и подчиняться. Школа растит солдат и подчиненных. А такие люди нужны современному обществу все меньше. Теперь все наоборот.

Самые прилежные, послушные и старательные ученики, отличники, остаются за бортом, не могут найти свое место в жизни и добиться успеха. А бунтари и двоечники становятся успешными бизнесменами, занимаются творчеством, совершают открытия и зарабатывают миллионы.

Школа и сама уже не справляется со своей системой. Ребенок находится не в вакууме. Он видит все, что происходит вокруг, как работают родители, что актуально сейчас. Современные дети с рождения впитывают дух свободы и независимости. Их уже не удержать за партами, не заставить подчиняться. Учеба превращается в войну. Учителя и родители, зажатые в рамки образовательной системы, воюют с учениками, пытаясь усмирить их свободу, бурную фантазию и собственное мнение, их желание жить и развиваться, а не действовать по указке. Всем сторонам этой войны тяжело, страдают все.

Школа действует вопреки прогрессу. Она устарела и не соответствует требованиям современного мира. Пора признать ее несостоятельность и пересмотреть все принципы образования.

-5

А пока этого не произошло, родители будут продолжать забирать детей из государственных школ и искать им другие, альтернативные варианты обучения. Современные родители идут в ногу со временем, и их все больше с каждым годом. И альтернативных вариантов обучения тоже становится больше, что очень радует.

Автор: мама Елена Михайличенко

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться"

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного обучения.