В череде значительных фигур, разрабатывавших теорию драматургии, непременно нужно вспомнить человека по имени Лайош Эгри.
«Искусство драматургии», его книга 1946-го года, подробнейшим образом рассматривает практическую сторону создания драматического действия, раскрывает внутреннюю кухню работы над героем, конфликтом и напряжением. И не смотря на то, что в большей степени Лайош Эгри концентрируется на предмете театра, для киносценариста его книга в высшей степени ценна.
Известно, что теория драматургии существует почти столько же, сколько живет сама драматургия. Основу изучения драматического действия для древнегреческого театра когда-то заложил еще Аристотель. Продолжил дело Гораций, а затем, спустя столетия, к научным изысканиям в этой области присоединились Лопе де Вега, Корнель, Шиллер, Лессинг и многие другие.
Благодаря всем этим пытливым умам к ХХ веку человечество уже располагало более или менее развитой теорией драматургии. А в 1946-м году в США вышла очень важная книга, посвященная практической работе над рассказом истории.
Ее написал Лайош Эгри. «Искусство драматургии» стало одним из главных учебников по этому ремеслу на Западе. И не смотря на то, что в книге в основном идет речь о театре и пьесах, нам, сегодняшним сценаристам и рассказчикам, грех будет не воспользоваться наблюдениями, которыми столь щедро делится с Лайош Эгри.
Лайош Эгри родился в Австро-Венгрии в 1888 году, но вскоре его семья эмигрировала в Соединенные Штаты, где первое время молодой человек зарабатывал на жизнь вполне пролетарским трудом на нью-йоркской швейной фабрике.
Эгри с раннего возраста заинтересовался театром и драматургией и, по собственному признанию, первую пьесу написал в 10 лет. В дальнейшем он довольно активно работал над драматургическими произведениями, но основное призвание Лайош Эгри нашел в педагогической деятельности и теоретических исследованиях, что и воплотилось в книге «Искусство драматургии».
О чем собственно книга?
Первое, что следует отметить — то, что работа была написана в середине 40-х годов прошлого века и, соответственно, для Лайоша Эгри еще неизвестны многие хорошие пьесы и великие сценарии, написанные для кино (они попросту еще не появились на свет). Вообще кинематографа автор касается очень редко, предпочитая сосредоточить все свое внимание на классических образцах театральной драматургии.
Исследователь активно обращается к творчеству Шекспира («Отелло», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Гамлет»), Софокла («Царь Эдип»), Мольера («Тартюф»), современных ему Юджина О'Нила («Траур — участь Электры») и Ирвина Шоу («Предайте павших земле»), но особенное внимание уделяет произведениям Генрика Ибсена («Привидения», «Кукольный дом»).
И вторая важная особенность того, что написал Лайош Эгри: «Искусство драматургии» очень хорошо и доходчиво систематизирует всю необходимую информацию о написании драматургического произведения. То есть на протяжении всей книги автор последовательно и подробно, с приведением аргументов, раскрывает сущность каждого драматургического элемента, будь то развитие героя, конфликт и его разновидности, структура или замысел. Что позволяет воспринимать «Искусство драматургии» именно как учебник, пособие по практической работе. Поэтому мне кажется, что текст Лайоша Эгри будет очень полезен начинающим сценаристам.
Какой вывод?
Порой Эгри может казаться несколько занудным, особенно когда вставляет в текст размашистые фрагменты пьес, но без этой въедливости едва ли можно рассчитывать на серьезное проникновение в суть драматического действия.
Эту книгу нужно прочитать всем, кто уже работает со сценариями и пьесами или только планирует начать ими заниматься. Потому что она хорошо укладывает в голове огромную массу важнейших и сложнейших вопросов, которые неминуемо возникают перед автором в процессе построения драматургии. А ведь мы хотим научиться этому важному и интересному ремеслу.
Лайош Эгри, «Искусство драматургии» — приятного и полезного вам чтения!
Оригинальную статья на нашем тематическом блоге о кино craftkino.ru