Найти тему
Другая педагогика

Факты о гаджетах и детях, которые Вас не порадуют.

Вообще идея была написать сначала про мультфильмы, но кто их уже смотрит... Разве что малыши лет до 3-х (которым в принципе смотреть в экран нежелательно). После 3-х в ход идет артиллерия потяжелее: интерактивные каналы (это те, где в момент просмотра что-то еще надо делать), блоги, "развивающие" игры на смартфонах, и наконец игры "без конца", где нет четкой цели и итога, затягивающие детей в виртуальный мир окончательно...

Поэтому речь будет идти о гаджетах вообще. Почему дошкольников следует оградить от просмотра и погружения в какие-то ни были экраны? Тут причин много и больше физиологических. Приведу лишь некоторые из них:

1. Примерно до 3-х лет ребенок по всем канонам развития должен овладеть предметной деятельностью, то есть научиться взаимодействовать с материальным миром: манипулировать с предметами, осязая их и познавая на практике такие категории как форма, размер, запах, текстура. Воспринимать мир всеми органами чувств, а не только визуально.

2. В процессе взаимодействия с миром предметов, ребенок встраивается в него физически. Учится управлять своим телом, начиная с крупной моторики. Двигаться в это время - естесственное состояние для малыша. В движении он узнает своё тело, его "карту" (что где находится и как не стукнуться ни обо что всем этим хозяйством), его возможности. Посадив ребенка за экран вы лишаете его возможности развиваться физически.

3. С координацией связана не только физическая активность, но и зрение. Обзор и угол зрения прямо влияют на ориентацию в пространстве (могу увидеть боковым зрением, что происходит рядом), а также на способность читать и понимать прочитанное (!) (могу читать начало слова и видеть его конец, начало строчки и видеть конец). Какой обзор у того , кто с раннего детства ограничен размером экрана телефизора и смартфона?

4. Ну и, наконец, яркость картинок и частота их смены негативно влияет на и без того еще незрелую нервную систему ребенка, излишне возбуждая её. Деткам, проводящим много времени у экранов, сложнее сконцентироваться, они больше подвержены резким перепадам настроения. Чем младше ребенок, тем более заметно, что окружающий реальный как будто бледен для малыша и не вызывает у него особого интереса.

Можно еще много написать про формирование зависимости от гаджетов, неспособность к коммуникации в реальном мире, проблемы со здоровьем от многочасового сидения без движения. Но это потом, ближе к подростковому возрасту. А пока, смартфон - прекрасная и казалось бы безобидная "няня" для занятой мамы 21 века. И в этом его единственная польза, не для ребенка - для мамы.

Чем заменить гаджеты - читать тут.