Найти в Дзене

Л. Петрановская “Если с ребёнком трудно”

Как справиться с трудным поведением ребёнка?
Как не нанести травму ребёнку?
Как не сойти с ума, пока он растёт?
Отвечает психолог Людмила Петрановская.

Людмила Петрановская — семейный психолог, пишет книги, ведёт вебинары и тренинги для родителей. Много лет занимается семейным устройством детей-сирот, работает с приемными родителями, ведёт семинары для специалистов. В 2012 году Людмила и её коллеги создали ИРСУ — Институт развития семейного устройства.

Я не раз из абсолютно не зависимых источников слышала и читала про Людмилу Петрановскую как об отличном специалисте и авторитете в своей области, а именно в психологии. Оставшись дома на карантине, я решила убедиться в этом сама и прочитала (при чём на одном дыхании) книгу «Если с ребёнком трудно».

Не важно, есть ли у вас дети или нет, планируете ли вы в будущем обзавестись спиногрызами или нет — эта книга будет полезна в любом случае, ибо все знают, что «взрослые — это постаревшие дети».

Я составила список основных, на мой взгляд, тезисов труда Людмилы Петрановской «Если с ребёнком трудно»:

1. Основа отношений ребёнка и родителя — это безусловная привязанность. Эта привязанность и обеспечивает ребёнку безопасность, пока он мал.

2. Родитель для ребёнка — это «свой» взрослый, то есть опора и защита. «Свой» взрослый должен быть сильным, независимым и ничего не бояться (то есть не показывать это ребёнку), тогда ребёнок будет чувствовать себя в безопасности, доверять и слушать своего родителя.

3. Нельзя идти против природы и времени:

3.1. Ребёнок рождается уникальным — со своими особенностями характера. Важно вовремя выявить эти особенности, принять их и помочь ребёнку справляться с ними по жизни, а не ломать и менять.

3.2. Помимо собственных особенностей характера существуют особенности каждого возраста: и иногда можно просто подождать, пока текущая особенность возраста изживёт сама себя. То есть всему своё время.

4. Уважайте чувства ребёнка, даже если они вам непонятны. В трудной ситуации (истерика, отрицание) в первую очередь нужно показать, что вы понимаете и сочувствуете ребёнку, затем подождать, пока он в спокойной обстановке успокоится, а потом уже вместе подумать, как решить проблему. То есть пока вы не успокоите его лимбическую систему (эмоции), внушить что-то кортикальному мозгу (разуму) просто-напросто не выйдет.

5. Третий лишний. Важно оберегать ребёнка от суждений третьих лиц (бабки на лавке, тётки в автобусе, родственники) и в любом случае быть на его стороне, даже если он не прав, а разбор полётов и воспитание — это ваше личное, должно происходить без посторонних. А самый страшный третий — это ваш внутренний перфекционист, ваш Большой Брат, ваше всевидящее око. Гоните прочь это всё.

6. Займитесь собой:

6.1. Не надо воспитывать детей: воспитайте себя, а дети сами вас скопируют, ведь способность копировать поведение взрослых у детей заложена природой: хороший пример лучше любой нотации.

6.2. «Сначала наденьте кислородную маску на себя, а затем на ребёнка». Счастливый, спокойный, заботящийся о себе родитель — залог здоровой обстановки в семье, а также чувства безопасности ребёнка.

7. Воспитание — это инвестиция в будущее ребёнка. Когда вы что-то внушаете ребёнку, подумайте, хотите ли вы на самом деле, чтобы он поступал так, когда станет самостоятельным. Родители частенько пытаются слепить из своего чада нечто послушное, спокойное, системное, при этом ждут, что после 18 он будет энергичным, идейным, инициативным, свободным и талантливым.

Это прекрасная книга — я искренне советую всем её почитать!