Краткий пересказ художественного произведения одного известного автора с моим раздражённым и сугубо субъективным мнением.
Наша память устроена интересным образом: мы помним не само событие, а своё последнее воспоминание о нём. В каждом звене этой цепочки происходит деформация прошлых событий. Чем больше проходит времени, тем лучше мы помним именно то, что хотим помнить. То, что считаем наиболее важным, интересным или даже выгодным для себя. Остальные мелочи или неугодные факты меркнут, претерпевая изменения.
Вы когда-нибудь замечали за собой, что чрезмерно преувеличиваете свою роль в жизни людей, с которыми ваши пути уже разошлись?
И ещё. Вы когда-нибудь замечали за собой чрезмерную осведомлённость в исходе событий, которые «если бы да кабы случились бы лет дцать назад»?
К чему это всё? Я прочитала книгу очень известного автора. Не буду отнимать у вас возможности ознакомиться с произведением самостоятельно и независимо, поэтому я изменила имена героев и название книги. Автора я вовсе не буду называть. Все совпадения случайны.
Главный герой книги Гарольд — обычный парень с обычными способностями и возможностями: из нормальной семьи, образованный, здоровый, начитанный, спортивный. После окончания университета вёл одинокий образ жизни на протяжении 10 лет. Приходя с работы по вечерам, довольствовался диалогами с самим собой, бесконечно прокручивая в памяти воспоминания о подростковом периоде.
Вот, например, единственный друг детства — девочка Симона. Им по 12 лет, и они действительно родственные души, которые понимают друг друга с полуслова. Вскоре Гарольд меняет школу, и их пути расходятся, потому что он подумал что-то одно, она подумала что-то другое, в итоге они перестали видеться в общем-то по обоюдному решению. Теперь он постоянно думает и жалеет об этом.
А вот его первая девушка Илона: хорошая, добрая, любящая, но не очень интересная, слабохарактерная, к тому же не готовая расстаться со своей невинностью в то время как буйство гормонов застилает Гарольду глаза. Он её обидел, изменил ей. Теперь испытывает чувство вины.
С тех пор утекло много воды. Гарольду за 30. У него прекрасная жена и две чудесные дочурки, свой бизнес и хорошая жизнь. Но ничто по-настоящему не радует Гарольда, ведь он-то знает, какая счастливая у него была бы жизнь, не расстанься он с Симоной, такой близкой, такой глубокой и вдумчивой. Тогда бы он не стал отвратительным человеком, погубившем всю жизнь Илоны. Тогда бы он не провёл 10 лет в одиночестве и темноте. Тогда бы его не мучила совесть за то, что он не любит свою жену так сильно, как любит Симону…
В этот момент жизнь его сводит с Симоной. И она прекрасна! Всё так, как он и представлял себе долгие годы! Мало того, что она безупречно красива, так они всё те же родственные души, всё это время любившие друг друга.
Правда, его ни капли не смущает, что она богатая, ни дня за всю жизнь не работавшая, и поэтому бесконечно скучающая дамочка. Теперь она нашла Гарольда и развлекается тем, что создаёт вокруг себя ауру таинственности, трагичности, запредельной близости.. но ни слова про себя не рассказывает, при этом залезая во все уголочки его тёмной душонки. Она легко манипулирует, и Гарольд уже готов бросить жену и детей ради своей иллюзии родом из 12-летнего возраста.
Добившись от своей жертвы абсолютного подчинения, Симона многозначительно, таинственно и трагично исчезает. Видимо, чтобы ещё лет 20 Гарольду было, о чём подумать и пофантазировать. Несмотря ни на что, она так и осталась прекраснее всех на этом свете.
А что с Илоной? Как-то раз давний знакомый рассказал, что видел её и не поверил своим глазам: на ней нет лица, то есть никакого выражения — просто камень, она замкнута и одинока, и из-за этого всего её очень боятся соседские дети. Гарольд никогда не сомневался, а сейчас тем более уверен, что это из-за него. Ведь он повелитель её жизни. А Симона — повелитель его жизни.
Вот такая история человека, который 25 лет подряд с удовольствием страдает от любви к одной девочке и 20 лет подряд страдает и втайне гордится тем, что испортил жизнь другой девочке.
Мы все в какой-то мере склонны к подобной рефлексии. Мне, например, ближе философия, как в кинофильме «Эффект бабочки»: в жизни и так всё часто не идёт по плану, а сослагательное наклонение не работает вовсе.