Нет, это не культура плавания брассом и даже не секта пловцов-брассистов. Брасс – это набирающее популярность направление духовой музыки, которую исполняют оркестры, состоящие только из медных духовых инструментов, как правило, дополненных ударной секцией. Впрочем, новой эту музыку можно назвать весьма условно – брасс появился еще в середине прошлого века, но в России до сих пор не нашел широкого распространения. На значение слова намекает этимология: с английского «brass» – «латунь», сплав меди с цинком или оловом, из которой и делают некоторые духовые инструменты.
То есть, если заменить в композиции все инструменты на духовые, получится брасс? Говоря упрощенно, да. Брасс – жанр, изначально ориентированный на исполнение произведений, предназначенных для другого набора инструментов, но с ростом его популярности композиторы стали писать и специально для брасс-ансамблей. А сегодня группы не ограничиваются рамками и канонами и исполняют на духовых свою авторскую музыку. Брасс-коллективы даже называют «шагающими оркестрами»: как средневековые менестрели, они легко могут импровизировать прямо в толпе на каком-нибудь празднике или шествии.
Это и есть основной посыл, заложенный в самом сердце брасса – праздник, карнавал и безудержное веселье. Кто сказал, что духовые оркестры – это строго и классически-скучно? Во всяком случае, явно не брасс-бэнды: они легко доказывают, что на духовых можно играть не только классику или военные марши, но и все что угодно – от латины до техно и хауса.
Брасс-культура вчера
Хотя у нас о брассе до сих пор знают немногие, идея далеко не нова: первые произведения для медных духовых ансамблей создавались еще во времена итальянского ренессанса. Правда, потом почти на три века об этом жанре музыки забыли, и поднимать голову он начал только в середине XIX столетия – например, активно использовал медные духовые французский композитор Берлиоз. Приложила руку к развитию еще не брасса, но его предшественника и Россия: именно четыре произведения русского композитора Виктора Эвальда считаются первыми сочинениями для медного духового квинтета.
В XIX веке прародителей современного брасса можно проследить сразу в трех направлениях – это духовые оркестры Британии, балканская народная музыка, которая под влиянием турецких оркестров начала исполняться на латунных духовых, и смесь европейских и африканских традиций в музыке Нового Орлеана. Та же музыка, которая попала в Америку из Западной Африки и явилась началом джаза, логично предопределила и брасс.
Но родиной брасса в современном его понимании, как водится, стали США. Именно там во второй половине XX века под влиянием того же новоорлеанского джаза появились брасс-квинтеты с классическим составом – две трубы, валторна, тромбон и туба. Первые брасс-ансамбли сформировались из участников Чикагского симфонического и Нью-Йоркского филармонического оркестров, что как бы намекает – репертуар был весьма классическим.
Брасс-культура сегодня
Впрочем, и у нас считать брасс новинкой было бы весьма опрометчиво: например, петрозаводский ансамбль «Карелия-Брасс», выступающий до сих пор, создавался еще в далеком 1973 году. Точнее будет сказать, что сейчас брасс-культура в России выходит на новый уровень – и он сильно отличается от традиционного брасс-квинтета. Это даже уже и не квинтет: современные брасс-ансамбли могут насчитывать и семь, и одиннадцать человек, которые вовсе не обязательно играют только на духовых – у некоторых сегодняшних брасс-команд встречается даже вокал.
Однако так далеко от традиций отходят не все. Например, знаменитый английский ансамбль «Лондон-Брасс», в марте 2017 года выступавший в Ярославле на Международном фестивале Юрия Башмета, вполне соответствовал канону: музыканты в костюмах и галстуках аккуратно играли Джованни Габриели – венецианского композитора XVII века. И хотя элемент экстравагантности в лице хитов группы Queen в их программе все же был, на наши брасс-команды, лихо трубящие «Ленинград» в разноцветных костюмах, англичане мало похожи.
Сейчас крупнейшее в России мероприятие, продвигающее брасс-культуру – Фестиваль шагающих оркестров, впервые прошедший еще в 2013 году в московском парке «Музеон». В 2017 году в саду имени Баумана фестиваль, приуроченный к Дню победы, прогремел уже в пятый юбилейный раз. Каждый раз мероприятие собирает ведущие брасс-коллективы, которые, как правило, появляются здесь из года в год.
«МосБрас оркестр»
«Самый зажигательный и безумный брасс-бэнд», как музыканты сами себя называют, и стал идейным вдохновителем фестиваля и одним из законодателей российского брасс-движения. Одиннадцать человек, играющих на духовых и ударных, не признают никаких рамок и устоявшихся жанров – от них можно услышать и классический джаз, и джангл, и драм-н-бейс. Отсюда и разнообразие мероприятий, на которых они выступают: от «Пикника Афиши» до некоммерческого фестиваля «Пустые Холмы», а петербургскую «Усадьбу Jazz» музыканты посещают не первый год.
В том же 2013 году группа решила пойти дальше – и создала не только фестиваль, но и целую организацию «Позовите оркестр!», чтобы объединить под ее эгидой все российские брасс-бэнды и показать, что брасс – не просто забавные аранжировки чужих песен, но полноценный и самодостаточный жанр.
1/2 Orchestra
Шестеро музыкантов, сначала представлявших собой классический брасс-оркестр, теперь называют свой жанр «нью-эйдж брасс», честно подчеркивая, что от новоорлеанского джаза они ушли достаточно далеко. Панк, фьюжн, даже клубные транс и хаус – вот репертуар команды, собственно брасс-музыку использующей только как отправную точку, но далеко не как аксиому.
От живого исполнения – важнейшей составляющей брасса – музыканты не отходят, но процессоры и электронный саксофон помогают им добиться совсем не классического звучания и приблизиться к современной электронной музыке.
Танцевальность – вот новый лозунг новой духовой музыки, и 1/2 Orchestra, придерживаясь этого закона, превращают свои выступления скорее в дискотеки, чем в привычные нам концерты.
Brevis Brass Band
У московской команды, недавно отыгравшей концерт в петербургском клубе «Грибоедов», богатый и пестрый послужной список – это и выступления на Рублевке, и концерт в Кремле вместе с Родионом Газмановым, и встреча гостей в сочинском аэропорту во время проведения «Формулы 1», и даже появление в небезызвестных «Comedy club» и «Давай поженимся». Но на пике популярности они оказались после разогрева группировки «Ленинград» в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других городах – не случайно в репертуаре брасс-бэнда уверенно разместились несколько хитов Шнурова.
Brevis Brass Band традиционно позиционирует себя кавер-группой, и их сет-лист уже совсем не по классике превращается в гремучую смесь из песен Элвиса, советских шлягеров и композиций корейского исполнителя PSY.
Брасс-культура завтра
Сейчас интерес к брассу потихоньку растет, а у брасс-бэндов уже сложилась определенная аудитория. Но, хотя сама суть брасса отвечает сегодняшнему запросу на танцевальность, когда даже рок-пенсионеры меняют гитары на синтезаторы в угоду возрождающемуся синти-попу, вряд ли брасс станет популярной «музыкой для всех». И не потому, что духовые оркестры – нечто скорее элитарное, чем массовое. Причина скорее в том, что жанр, в основном ориентированный на каверы, едва ли сможет занять ключевое место в музыкальной индустрии.
Но брасс-музыканты, кажется, и не стремятся покорить мир – всего лишь сделать его чуть веселее. В любом случае, если праздника станет слишком много, он перестанет быть праздником, не так ли?
Понравилась статья? Подписывайся на канал, ставь лайк!