В предыдущей статье, посвященной групповой идентичности, я коротко объяснил, что из себя представляет группа Пинк Флойд, объяснил причину возникновения конфликта, аргументы одной из сторон и сформулировал главный предмет моего рассуждения. Для логичности повествования советую ознакомится с ней на моем канале.
Тело может выступать как относительно независимая от сознания индивида сторона его идентичности. Если в данной ситуации представить, что группа станет настоящим человек, то можно сказать, телу присущи определенные черты, как и группе, но со временем тело изменяется, как это произошло и с Флойдами. Но даже при существенных изменениях тела (например, потеря конечности), человек продолжает себя отождествлять с самим собой. Значит, что все внешние изменения не могут повлиять на саму суть коллектива и с потерей одной конечности, остальные в группе не стали чем-то другим, а по-прежнему остались полноправными участниками, как единого организма. Если же для примера мы возьмем нарушение головного мозга человека, то как в таком случае это повлияет на идентичность? При диссоциативном расстройстве идентичности, например, когда личность разделяется и создается впечатление, что в теле одного человека существует много разных эго-состояний одна личность сменяет другую, при этом внешнее восприятие окружающих не меняется, хоть и для человека он имеет совершенно другие параметры (пол, вес, возраст и т.д.). Перенося это на группу можно сказать, что Роджер был определенной личностью Флойдов (каким и был в самом начале Сид Барретт) и его уход – это такая же смена эго-состояние, что и у человека с расстройством. Одно состояние сменилось другим, на смену условному фронтмену пришел другой и стал «рулить телом» группы.
Можно утверждать, что идентичность личности представляет собой сложную систему, многомерный объект изучения, который включает в себя множество компонентов. Все они неразрывно связаны между собой: сохранение целостности «Я» и преодоление кризисов идентичности. Проблема идентичности также тесно связана с темой проблемой границ и пределов человеческого Я. Проблема идентичности соотносится с вопросами о сущности человека, его природе и свободе, о возможном и невозможном для него, об основаниях и пределах человеческого бытия, о границах человеческого и нечеловеческого, о смысле и целях существования человека.
Но возможно ли ситуация, что совершенно посторонние люди соберутся и провозгласят себя Флойдами, как быть в такой ситуации и будет ли их идентичность подлинной? Можно судить, что это идентичность внешняя. Субъект определяется чем-то внешним по отношению к нему, это может быть как социальная группа, так нация или класс. Чаще всего такая идентичность оказывается лишь внешним соответствием, подобием по виду, по форме. Главное – быть похожим, похожим на нечто конкретное, известное, то, что является значимым, кажется правильным. Но такая «похожесть» не будет являться подлинной, так как основана на внешних факторах и не затрагивает фактор внутренней схожести и подлинности. Соответственно, посторонние люди не могут объявить себя подлинными музыкантами группы. То есть групповая идентичность – это не только внешние признаки, но и сущностные, внутренние. Для Pink Floyd же сущностными признаками будут является их главные идеи и мысли, которые они несут в своем творчестве и неповторимой манере подачи на сцене.
Таким образом, можно говорить о том, что феномен идентичности является одним из базовых понятий философии и в случае с идентичностью группы Пинк Флойд, по-моему мнению, можно судить, что они имели право возродиться и продолжать пополнять свое наследие новыми выступлениями и свежими записями. Они могут играть в любое время, когда решат снова выступить под именем Pink Floyd.