На днях художнице Марине Абрамович пришлось обратиться к хейтерам, которые обвинили ее в сатанизме. Причиной стал рекламный ролик VR-гарнитуры, в котором она снялась. При этом в видео не было ни слова об оккультных практиках. Мы решили вспомнить, кто из художников удостаивался подобных обвинений.
— В сатанизме Марину Абрамович обвиняют не в первый раз.
В интервью The New York Times она призналась, что письма с угрозами получает каждый день с 2016 года. Тогда СМИ писали о том, что художница проводила дьявольские ритуалы на своей вечеринке. «Неужели вы не видите, что я посвятила искусству 50 лет своей жизни? Я художница, а не сатанистка», — пришлось оправдываться Абрамович.
Увлечение оккультными практиками Марине Абрамович приписывают еще с 1990-х годов. Тогда художница провела ряд перформансов, в рамках которых писала свиной кровью на стенах музеев и галерей фразы вроде «острым ножом взрежь глубоко средний палец левой руки и вкушай боль». А в 1996 году Абрамович выпустила кулинарную книгу «Spirit Cooking».
— В чем только не обвиняли Фрэнсиса Бэкона, например, в пропаганде фашизма и наркотиков.
А он отвечал: «Мне надо было чем-то прибить руку, а гвоздь по эмоции не подходил, образ шприца мне понравился». Обвиняли художника и в оскорблении религиозных чувств. В 1953 году Бэкон написал «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса». Он был одним из первых в серии из около полусотни вариантов шедевра испанского живописца, над которой британец работал в течение 1950-х—начале 1960-х годов. В версии Бэкона папа показан кричащим, с искаженным лицом. Темные цвета фона создавали на полотне гротескную и кошмарную атмосферу. Бэкона обвиняли в том, что в папу будто бы вселился сам дьявол. Одни трактовали картину как символическую сцену казни, в которой художник-атеист реализует декларацию Ницше о том, что бог умер. Другие рассматривали серию как символическую расправу над образом отца самого Бэкона.
— «Одни выбирают краску, я выбираю кровь», — говорил художник Герман Нитч.
В 1950-х он стоял у истоков венского акционизма. Разочарованный в традиционных художественных техниках, Нитч понял, что они не позволят ему выразить себя в полной мере. И тогда обратился к «живописи действия». Уже во время своих первых акций Герман Нитч распял и распорол тушу ягненка. Художника окропили кровью животного, после чего приложили к его телу ткань, тем самым сняв отпечатки будто с тела Иисуса. Скандальные перформансы Нитча не прошли незамеченными. Сначала художника приговорили к общественно-исправительным работам. Но в 1967 году он был вынужден покинуть Австрию, чтобы не сесть в тюрьму по обвинению в оскорблении чувств верующих. Правда, позднее он вернулся на родину. А еще к закланию животных как к неотъемлемой части своего творческого процесса. За кровавые перформансы Нитча обвиняли в сатанизме. В начале 1970-х художник основал «Театр оргий и мистерий», главной темой акций которого были жертвенность и страдания, смерть и возрождение, а художественными инструментами становились тела и кровь. Принять участие в шокирующих мистериях мог любой желающий, правда, за приличную сумму.
— «Обычные сатанисты» — таких характеристик удостаивались британские художники-концептуалисты Джейк и Динос Чепмены.
Из-за любви к провокациям их работы нередко оказывались в центре скандала. В 2012 году объекты с их выставки в Эрмитаже прокуратура проверяла на экстремизм. Посетители музея тогда жаловались, что экспонаты оскорбляют чувства верующих. Одна из инсталляций изображала крест, к которому были приколочены клоун из ресторанов «Макдоналдс» и плюшевый мишка. Несмотря на обвинения в богохульстве, работы Чепменов выставлялись и в храмах. В 2015 году в Кафедральном соборе британского Шеффилда появилась инсталляция «Cyber Iconic Man». В скульптуре сложно было найти иной смысл, кроме как провокационный. Но настоятель собора, преподобный Питер Брэдли, в интервью BBC сравнил работу с изображением распятия:
«Многое из классического религиозного искусства демонстрирует образы действительно пугающего насилия, такого как распятие. Но мы не замечаем этого. Мы видим это исключительно как иллюстрацию повествования. Некоторые из этих работ приглашают нас задуматься о насилии, и насилии в религиозном контексте, но по-новому, и это сильно».
— Катажина Козыра — польская художница и скульптор.
В 1999 году она представляла свою страну на Венецианской биеннале, где была отмечена за видеоинсталляцию «Мужская баня». Художница тогда вошла в мужскую баню с прикрепленным искусственным пенисом и полотенцем на плечах, которое прикрывало ее грудь. Козыра была удивлена тем, что мужчины, даже будучи обнаженными, обращают внимание на свой вид, присматриваются друг к другу, сравнивают.
За «Баню» художнице угрожали судом. А вот ее дипломную «Пирамиду животных» обвиняли в том, что произведение может «послужить инструкцией для сатанистов». Инсталляция состояла из чучел убитых животных и фильма, показывающего процесс убийства и выделки кожи. Работа возмутила всех: от защитников животных до представителей католических организаций.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.