Найти тему

Стресс - это следствие работы ума или как приручить дикую обезьяну

Жизнь в современном мире полна стрессов. Вовлеченный в водоворот повседневных дел и проблем, человек испытывает постоянное психологическое давление. Естественной реакцией сознания на вызовы, бросаемые временем, государством, обществом, семьей, является шквал неконтролируемых мыслей.

Существует мнение, согласно которому основное отличие человека постиндустриальной эпохи от своих далеких предков, заключается в том, что первый не способен отделить внутренний диалог, постоянно ведущийся в уме, от своей идентичности. В свою очередь непрекращающийся поток мыслей, возникающих одна за другой, постепенно погружает человека современности в состояние перманентной тревоги – тревоги за собственную жизнь, за жизнь и благополучие своих родных и близких. Думаю, каждому из читающих данную статью хотя бы единожды в жизни приходилось страдать от бессонницы, вызванной мыслями, встревоженными событиями уходящего дня.

Существует ли способ устранения состояния тревоги? Употребление алкоголя и фармакологии, столь широко распространенное в современном обществе, мы не будем рассматривать в силу очевидных причин. Услуги компетентного психолога доступны не каждому, да и в нашей стране как таковая культура обращения за помощью к специалистам в области психокоррекции повсеместно не сформировалась.

Между тем, с древних времен человечеству известен метод ментальной гигиены, который не требует никаких финансовых вложений, визитов к раскрученным психоаналитикам, новомодным гуру. Для его успешного применения понадобится лишь немного свободного времени и тихое место. Этот метод – практика буддийской медитации анапанасати или «наблюдения за дыханием». Упоминание буддийской медитации в контексте настоящей статьи не подразумевает необходимости полного погружения в данное религиозное учение. Напротив, выработанные в процессе двух с половиной тысяч лет постоянного изучения и практики методы корелляции ума в равной степени применимы и полезны как для религиозного, так и для светского сознания.

Еще в дохристианскую эпоху в древней Индии практикующие буддийскую йогу обращали внимание на непостоянную природу ума, сравнивая его с дикой обезьяной. Подобно обезьяне, не способной длительное время усидеть на одном месте, человеческий ум в нетренированном состоянии подвержен постоянным отвлечениям. Возникающая как реакция на то или иное явление повседневной жизни мысль увлекает за собой внимание человека. Поскольку мышление подчиняется причинно-следственному закону, увлеченное мыслью внимание вынуждено цепляться за каждую последующую мысль, подобно дикой обезьяне скачущей с ветки на ветку.

-2

Успокоить обезьяну можно только обманом. Для этого необходимо занять ее, указав на какой-нибудь предмет. Применительно к уму, самой очевидной вещью, на которое его можно направить, является дыхание. Дыхание близко и понятно каждому, начиная с рождения. Оно всегда было и будет с нами до тех пор, пока мы осознаем себя живыми.

Уединитесь в тихом месте, сядьте на пол или стул. Основными критериями правильности позиции будут являться прямая спина и максимальное расслабление, не переходящее, однако, в сонливость – сознание и тело должны быть собранными на протяжении всего сеанса практики. Медитация заключается в наблюдении за вдохами и выдохами. Наблюдение в контексте практики анапанасати означает «осознавание» вдоха и выдоха на всем их протяжении, присутствие в моменте «здесь и сейчас». В процессе медитации через процесс наблюдения будет проходить поток самовоспроизводимых мыслей, которые с неизбежностью будут увлекать за собой внимание, отвлекая его от дыхания. В этом нет ничего страшного, не нужно расстраиваться. Напротив, всякий раз обнаружив отвлечение, отметьте про себя этот факт и снова возвращайтесь к наблюдению за дыханием. По мере роста мастерства в медитации число таких отвлечений будет уменьшаться, а вы сможете наслаждаться, пребывая в чистом наблюдении без мыслей и внутреннего диалога.

-3

Такие периоды успокоения ума подобны целительным пилюлям для нашего сознания. Их положительный терапевтический эффект можно заметить уже через неделю регулярной практики. Медитируя вечером, вы обеспечите себе быстрое засыпание без тревожных мыслей, качественный и глубокий сон. Практика утром устранит волнение перед предстоящим днем и позволит беспристрастно воспринимать наполняющие его события и ситуации. Не менее важным навыком, который вы сможете развить, регулярно практикуя анапанасати, является способность к длительной концентрации внимания на осуществляемой деятельности, что для современного «кликового сознания» является очень ценным приобретением.