Найти тему
Бизнес-психология

Забудьте о деньгах! 9 лучших способов мотивировать сотрудников

Оглавление
Многие сотрудники компаний жалуются, что не чувствуют себя признанными и вознагражденными, получая даже большую зарплату.

Они хотели бы гибких графиков, работы на дому, подарочных карт, участия в интересных проектах или даже простого «спасибо» за хорошо выполненную работу. Такого рода вознаграждения побудило бы их работать еще усерднее.

Как показывает опыт, компании с соответствующими программами имеют более высокую производительность, меньшую текучесть кадров и большую отдачу от инвестиций, чем другие компании в аналогичных отраслях.

9 советов, как вознаграждать своих работников, чтобы лучше их мотивировать:

Совет 1.

При наборе персонала обсуждайте такие возможности, как гибкий график работы, обучение навыкам и доступные правила отпуска по семейным обстоятельствам. Это может дать вашей компании преимущества. Подобные вознаграждения засвидетельствуют, что компания заботится о своих сотрудниках и, в частности, о том, чтобы помочь им найти баланс между работой и личной жизнью.

Совет 2.

Деньги могут стимулировать работников лишь в тех видах работ, результаты которых могут быть измерены количественно. Это, например, продажи. 

Но если речь идет о сложных творческих работах, деньги менее значимы. Тут требуется внутренняя мотивация — удовольствие от самого процесса труда.

Совет 3.

Избегайте простого повышения зарплаты работника или выдачи ему денежной премии. Чтобы эти стимулы сработали, менеджеры должны наполнить их смыслом — объяснить, почему работник заслужил премию.

Совет 4.

Когда оплата труда работника зависит от результатов, он может зацикливаться на деньгах, в частности, на стремлении зарабатывать все больше и больше. В качестве стимула можно использовать сокращение рабочего времени в награду за хорошее выполнение определенной задачи.

Совет 5.

Дарите умные подарки вместо наличных денег. Люди могут предпочесть такие, как правило, безналичные подарки, потому что они часто тратят полученные премии на предметы первой необходимости (например, на оплату аренды или покупку продуктов), которые запоминаются гораздо меньше, чем, например, качественная электроника или туристические поездки.

Еще лучше, если подарок персонифицирован. Менеджер может подарить сотруднику, который занимается фитнесом, подарочную карту в магазин, где продается одежда для тренировок, а другому работнику, который является поклонником футбольного «Спартака» билеты на предстоящую игру.

Еще одна побочная выгода от умных подарков – гласность: люди чувствуют себя неловко, говоря о деньгах, поэтому они не будут сообщать коллегам о премии в 50 тысяч рублей. А вот если вы наградите кого-то, скажем, поездкой, он наверняка обсудит это со своими коллегами, и это может мотивировать их.

Совет 6.

Согласно психологическим исследованиям, предоставление нематериальных безналичных льгот (таких как гибкий график работы или возможность выбирать задания) приводит к гораздо большей удовлетворенности работой, чем просто наличные. Если вы позволите сотруднику работать дома, он почувствует доверие с вашей стороны, и это будет мотивировать его работать еще лучше.

Совет 7.

Стимулируйте сотрудников поощрять друг друга. Создавайте программы, в рамках которых работники могут делиться своими поощрительными баллами с коллегами. Смысл в том, что сотрудники, заработавшие определенное количество баллов, могут обменять их на различные льготы (такие как подарочная карта ресторана или дополнительный выходной). Этот не дорогой для компании прием укрепляет социальные связи в компании и помогает людям почувствовать себя более удовлетворенными.

Совет 8.

Сделайте признание общедоступным. Если сотрудник получает премию в размере 5 тысяч рублей, проведите ее вручение вместе с сертификатом публично – на рабочем месте. Если вы сможете создать социальный опыт вокруг премии, она станет более ценной и запоминающейся.

Совет 9.

Иногда бывает достаточно просто поблагодарить отличившегося сотрудника: он почувствует, что его труд замечают и ценят. Такого рода поощрение должно быть конкретным: оно должно подчеркнуть уникальный вклад данного работника.

Три важных инсайта напоследок:

  1. Перечисленные виды вознаграждений работают, потому что они затрагивают три сильные психологические потребности работника – стремление к автономии, свободу выбора способа выполнения своей работы и чувство принадлежности к обществу своих коллег. Когда эти потребности удовлетворяются, сотрудники чувствуют себя более мотивированными, заинтересованными и преданными своей работе.
  2. Не следует думать, будто деньги не имеют значения для ваших сотрудников. Наоборот, для них важно получать справедливую зарплату. Так что, если ваш работник несколько недель работал сверхурочно над важным проектом, простое «спасибо» он может воспринять как насмешку. Менеджеры должны пробовать разные вознаграждения, чтобы определить, какие из них наиболее привлекательны для тех или иных сотрудников.
  3. Похвала в адрес сотрудников бывает камнем преткновения для бизнес-лидеров и менеджеров. Некоторые из них ошибочно полагают, что их жесткость приведет к более эффективной работе, или же они беспокоятся, что будут выглядеть в глазах персонала слишком мягкими, чтобы восприниматься всерьез. Поэтому руководители должны быть нацелены на то, чтобы регулярно демонстрировать признательность свои подопечным. И компании необходимо приложить усилия, чтобы помочь им в этом.

Первый центр бизнес-психологии Alter Ego

Мой Instagram