Найти тему
Realist Media

Максимально погружайте ваших кредиторов в текущую ситуацию, реагируйте превентивно

Предприниматель и основатель финтех-сервиса автозаймов CarMoney Антон Зиновьев и директор управления корпоративных финансов CarMoney Артем Саратикян рассказали Realist Media об особенностях текущего кризиса, сценариях поведения инвестиционного сообщества в сложившейся экономической ситуации, а также посоветовали, в какие проекты стоит инвестировать в разгар пандемии.

С 2016 года до первого квартала 2020 года инвесторы и держатели облигаций CarMoney заработали вместе с компанией более 1 млрд руб. Что вы можете выделить в работе с инвесторами в течение этих лет?

Антон Зиновьев: Прозрачность компании, чёткое выполнение взятых на себя обязательств и своевременную выплату процентов. Для инвесторов важен постоянный доступ к финансовой и операционной отчётности бизнеса, а также возможность получать быстрые ответы на свои вопросы. 

В том числе, конечно, важен продукт, который понятен инвесторам и сама бизнес-модель, которая предполагает наличие кредитного портфеля на 210 % обеспеченного залогом. В тренде сегодняшнего дня то, что бизнес работает онлайн и не привязан к физическим офисам. Модель работы с агентской сетью без утяжеления бюджета постоянными расходами на её содержание, всегда была нашими преимуществом, а сейчас это стало особенно ценно.

-2

Артём Саратикян: Мы привлекаем инвестиции уже более трех лет и за этот период наш бизнес вырос почти на 900%, с 0,4 млрд рублей до 3,5 млрд рублей. Бизнес-модель CarMoney подразумевает наличие большого оборотного капитала, так как средний срок займа составляет 14 месяцев. Поэтому мы изначально решили, что инвесторы – это один из основных активов компании и сделали ставку на выстраивание с ними партнерских отношений.

Трансформировались ли способы и каналы привлечения инвестиций за эти годы? Изменился ли портрет инвестора компании? Связываете ли вы эти изменения с ростом финансовой грамотности населения в том числе?

Антон Зиновьев: Портрет нашего кредитора со временем изменился также, как и изменилось их количество. Если вначале это были в основном инвесторы из категории «Friends & Family», которые знали лично меня как основателя и других акционеров, то сегодня мы видим изменение в сторону профессионального, розничного инвестора, который больше смотрит на показатели компании, которые являются гарантией надёжности для его инвестиций.

Можно, наверное, провести параллель с ростом финансовой грамотности. По крайней мере, точно с ростом доступности финансовых инструментов. В последние годы мы видим активный переток денег населения из банковских вкладов в рынок облигаций.

Артём Саратикян: В своё время мы начали привлечение с прямых займов в сумме от 1,5 млн. рублей (регуляторное ограничение). Если говорить о портрете нашего клиента, то это топ-менеджеры крупных компаний, в основном мужчины, с доходом от 250 тысяч рублей и выше. Также инвестируют предприниматели, у которых есть свободные деньги. Таких инвестиций суммарно у нас в портфеле сейчас около 2 млрд. рублей.

В третьем квартале 2017 года на Московской бирже мы разместили первый выпуск облигаций CarMoney, попав тогда в тренд государства по привлечению российских граждан на фондовый рынок и популяризации долгосрочного инвестирования в ценные бумаги. Эта активность позволила нам разместить еще два выпуска облигаций, и в 2019 году успешно пройти оферту по первому выпуску без единого предъявления с понижением ставки купона.

-3

На текущий момент у нас три выпуска на 850 млн. рублей. Средний ежемесячный оборот по ним составляет около 150 млн рублей. Развитие банковских технологий делает покупку и продажу бумаг в один клик очень удобным для инвесторов.

Мы также продолжаем привлекать инвестиции в капитал, так как бизнес активно растёт. В конце 2017 года от частных инвесторов было привлечено 10 млн. долларов, в 2018-19 годах был ещё ряд сделок по привлечению капитала в компанию. 

В чём вы видите особенности текущего кризиса от предыдущих, если говорить о настроениях и сценариях поведения инвестиционного сообщества? И какие решения вы считаете наиболее правильными в ситуации сохранения капитала и возможности его приумножения в текущей ситуации?

Антон Зиновьев: Главное не опускать руки, а постоянно искать новые источники доходов и пути выхода из ситуации. И, конечно, не забывать про оптимизацию. В моменты кризисов необходимо перестраивать стратегию бизнеса в соответствии с экономическими реалиями и тщательнее продумывать тактику своих действий. Сейчас мы опираемся на опыт рынка при прохождении кризисов прошлых лет и просчитываем различные стресс-сценарии для своего бизнеса, чтобы гибко и оперативно трансформировать свою тактику.

Артём Саратикян: В России мы хорошо адаптируемся к кризисам, так как у нас они случаются каждые 4-5 лет. Для стабильности в такие периоды важна структура финансов компании. Есть правило, которого мы придерживаемся: если активы в рублях, то и пассивы в рублях. Многие бизнесы умирают в кризис как раз по причине открытых валютных позиций.

2019 год был успешным для большинства компаний в нашей стране. Многие заработали немалую прибыль, что, на мой взгляд, поможет сейчас сохранить бизнес и выйти без существенных потерь. Сейчас открывается много возможностей, ведь в кризис активы дешевеют, и при наличии капитала можно кратно вырасти. Думаю, что мы будем наблюдать консолидацию во многих отраслях, так как доступ к капиталу имеют именно крупные компании.

В какие проекты стоит инвестировать и в каком соотношении распределять личный капитал?

Артём Саратикян: Одно из отличий этого кризиса от предыдущих – это сохранение ключевой ставки ЦБ на низком уровне и, соответственно, низких ставок по банковским депозитам, что неминуемо отразится на инвестициях частных инвесторов в стабильные, максимально устойчивые проекты к кризису.

На мой взгляд инвестировать нужно в проверенные временем проекты, которые вышли на стабильную прибыль и рентабельность.

Также мы наблюдаем снижение стоимости акций крупных российских компаний – это, действительно, хорошая возможность заработать 50-80% на росте стоимости котировок. Единственное, это рисковые инвестиции и нужно отдавать себе отчёт, что они рассчитаны на 2-5 лет. Если есть желание получить более высокую доходность, скажем в 300-500% годовых, то можно покупать акции средних компаний. 

Наблюдали ли вы среди своих кредиторов изменение сценария поведения с начала пандемии (отток/возвраты инвестиций)? 

Антон Зиновьев: В марте было очень много звонков и вопросов, но мы не наблюдали панических настроений. Были единичные случаи возврата инвестиций, в основном связанные со спецификой бизнеса наших кредиторов. Были и обратные примеры того, как в некоторых бизнесах освободились оборотные средства, и они были размещены у нас, что позволило предпринимателям нивелировать эффект снижения базовой деятельности.

Сейчас кредиторы видят, как мы перестроились и работаем в новых реалиях. Все наши 400 сотрудников работают удаленно,мы продолжаем работать в отличие от многих сфер, кому пришлось вынужденно остановиться.

Артём Саратикян: За последний месяц у меня было столько разговоров, сколько не было в последние полгода! Большинство кредиторов просто интересовала текущая ситуация в компании, как кризис и ситуация с короновирусом отразился на бизнесе сейчас и какой эффект ожидается на горизонте 3-6 месяцев. Я считаю такие вопросы и тревогу кредиторов в этот период более чем обоснованными.

Со своей стороны, мы увеличили информационную поддержку кредиторов: начали рассылать информационные письма, в которых четко обозначили те мероприятия, которые предпринимаются в компании, провели двухчасовую онлайн-конференцию и ответили на вопросы наших кредиторов в прямом эфире.

-4

Сейчас я наблюдаю спад паники среди кредиторов, периодически провожу звонки, но уже больше по пополнениям инвестиций в компанию и текущим вопросам. Мой совет всем компаниям, кто занимается частными инвестициями - максимально погружайте ваших кредиторов в текущую ситуацию, не ждите паники, реагируйте превентивно. Полная открытость и прозрачность позволит продолжить эффективно взаимодействовать с кредиторами и успешно пройти этот период.

Какие возможности текущий кризис открыл перед вашим бизнесом?

Антон Зиновьев: Возможность при выходе из кризиса занять большую долю рынка, потому что он, конечно же, переформатируется. Кто-то уйдёт с него и увидев вовремя выход из кризиса мы сможем нарастить свой портфель.

С начала развития ситуации с пандемией мы начали активно искать и обсуждать с командой варианты новых точек доходности и уже сейчас увидели для себя возможности в развитии отдельных направлений, где у нас лежат ключевые компетенции.

Также видим, что государство стало лояльнее относиться к дистанционным каналам обслуживания, что совпадает с нашей моделью бизнеса. В этом тоже видим дополнительную возможность для своего продукта.

В ситуации неопределённости нам проще, чем многим другим. Мы умеем в ней находиться и эффективно работать.

Читайте также: