СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.
Было это в 1979 году. Эх годы молодые, в какую даль умчались вы. Плыли мы, два молодых специалиста-инженера, я, ваш покорный слуга Серж (Сергей) и друг мой Коляныч (Коля) на двух байдарках по реке Сосьве, спокойно бегущей по Северному Уралу. Стал я давненько сухопутным, вот и оговариваюсь, не плыли, плывут фекалии в проруби, а шли, настоящие моряки не плавают а хОдют, хОдют они пАнимаешь, как любил говаривать отец российской демократии Боря Ельцин.
Оба два мы были активными членами (черт, звучит то как погано в современной интерпретации это словосочетание «активные члены») клуба туристов-моделистов-байдарочников, еще неженатые и опьяненные ветром странствий. Да, было же время, была великая страна, в которой не сидели с пивным пузом у телика, похохатывая над шутками «ниже пояса» клоунов-юмористов, а долгими зимами собирали каркасы байдарок, клеили и обтягивали корпуса, бренчали на гитаре. Был туристический клуб в подвале дома, на него могучий завод на котором мы и работали инженерами-электриками выделял средства и материалы для постройки байдарок и экипировку.
Сплав был спокойный, река как зеркало, погода – просто чудо. Весна, течение реки весьма приличное, река еще сохранила силу весеннего половодья. Оплыли мы не торопясь горный узел в районе Денежкина камня, как раз в те годы, поднялась общественность за сохранение и расширение заповедника с тем же названием. По сути, места эти были, неизвестно как оставшимся ахрипелагом первобытной горной тайги, еще не вырубленной сидельцами многочисленных лагерей севера Свердловской области. Кстати, сплавлялись раньше, несмотря на наличие зон, абсолютно спокойно, даже девчонки группами путешествовали, и не припомню, чтобы кто-то обидел байдарочниц. Сейчас же, на сплаве, впору на нос байдарки пулемет прилаживать и штатного пулеметчика брать, какой только шушеры беспредельной не развелось.
Уставшее за день солнце покатилось вниз норовя спрятаться за покрытые лесом зубцы гор, решили приземлиться и мы. Пока сплавлялись, потихоньку рыбачили, я взял на спиннинг неплохую щучку, килограмма на три, а Коляныч, как настоящий гурман и любитель наваристой ухи, надергал, на удивленье здоровенных, «королевских» ершей. По ходу течения, приметили неплохую полянку на взгорке и замолотили веслами в ее направлении. Причалили, затянули байды на берег, выгрузили барахлишко и оголодавшими кабанчиками метнулись в лес за дровами, пока не сильно стемнело. Коляныч прихватил дедов топорик затертый, с клеймом еще царским, поспорили даже с ним насчет него, я попенял, мол не гоже деревья сечь, валежника наберем, но где там, упрямец Колюня редкостный.
Не сильно углубились в сумрачный вечерний лес, по ходу подбирая вершки да корешки, то бишь хворост да шишки на растопку, Коляныч, собирая ветки с земли, не забывал башкой вертеть по верхам, высматривая где бы рогатины для поддержки котелка вырубить.
Да, подходя к сути повествования, следует, в общем, пояснить, что никакой мистической атмосферы не наблюдалось, река как река и лес как лес, сумрачно, ну так на то и время вечернее. Ни я, ваш покорный слуга Серджио, ни друг мой Коляныч склонностью к вере в потусторонние силы никогда замечены не были, наоборот, как молодые советские инженеры, мы были насквозь прагматики и реалисты, а верили в технический прогресс и спорили о сроках покорения космоса. Это сейчас народонаселение изменилось, а как иначе то, с каждого голубого экрана на нас льется поток Толкиена вперемешку с Гарри Поттером, драконы какие то и призраки. Современным горожанам, насмотревшись такого, в туалет то ночью встать страшновато. Короче, все как всегда было, без каких-либо аномалий.
Шныряем мы с Колянычем по подлеску, ветки набираем и тут на меня из-за огромной ели по тропинке выходит дедок, да, именно не дед, а дедок и по тропинке, хотя позже, я, анализируя произошедшее, с удивлением отметил, какие к черту в глухом лесу тропинки, да еще и натоптанные такие и странными растениями по краям обсаженные. Дед вышел на меня и встал, я поздоровался с ним спокойно, дедок ответил что то вроде: «И тебе здоровья мил человек», затем усмехнулся так в густую бороду и говорит, подгоняя меня: «Чего остолбенел то, бери поленья и пойдем». Я подхватил хворост, быстренько перемотал его веревкой, чтобы не разваливался и двинул по диковинной тропинке, смотрю, справа из кустов, с хрустом, шуточно рыча, как довольный медведь, вывалился Коляныч, с пыхтением волочя рогатину для костра. Увидев деда Николаша, остановился, поздоровался вежливо, а дедок на него так глянул сурово, и на топор показывает, спрашивая: «Ты почто детинушка по лесу с заточенным железом бродишь, дров тебе на земле мало иль опасаешься кого?». Колюня как-то застеснялся вдруг и оправдываться стал, мол топорик так прихватил, для порядку, а рубить и не думал ничего, вон даже рогатину под котелок с упавшего дерева выломил. Дедок вроде смягчился немного, пошевелил усищами, махнул нам рукой приглашая следовать за собой и шустро засеменил по тропинке, что делать, мы наладились за ним. Шли долго, минут пятнадцать, хотя, как я потом прикидывал, от реки с байдарками мы отошли в лес метров на сорок, это как мы шли то к реке за дедом? Шли по тропке змеящейся диковинными растениями обрамленной. Позже я понял, что, скорее всего, нет у Лесного Хозяина прямых дорог, а та, по которой шли, возможно, в лесу, находящемуся в иной реальности, находилась.
Шли мы, кстати, спокойно, и болтали все втроем как старинные знакомцы, легко и непринужденной, за рыбалку, про то, что вода еще холодная с весны, что год грибной должен быть. Пока шли, я деда рассматривал. Необычный дедок был, сухонький такой и шустрый до невозможности, одежда вроде не старинная, но не поймешь какая, то ли пиджак, то ли зипун какой, штаны широкие в сапоги заправлены, но и не сапоги это вроде, а что-то на лапти больше похожее, шляпа с широкими полями то ли из фетра, а скорее из мха мягкого. Вся одежда простая и видно, что домотканая и, главное что, без пуговиц, на каких-то поясках вся. Усы и борода у деда были густые, но ухоженные, а глаза зеленые, как молодая листва весной.
Наконец, вышли из леса к реке и нашим байдаркам. Друг Николя, как троглодит известный, тут же кинулся костер мастерить, а мы с делом к байдаркам пошли, заинтересовали они его. Показал я ему лодки, конструкцию. Байды у нас были с алюминиевым разборным каркасом. Блестящий металл деду не понравился, покривился он как-то, побурчал, что из гнутых можжевельников да лыком связать, смолой пропитать еловой лучше бы было. Но в целом, как я почувствовал, лодки он молчаливо одобрил.
Пока мы с дедом ходили вокруг лодок, у Коляныча в котелке уже весело булькала уха, а Коля приплясывал вокруг как якутский шаман, от нетерпения и голода, поднимал крышку, прикидывая по одному ему ведомому цвету вареный рыбы, готовность ухи. Скоро плясать ему надоело и Колюня, утробно урча, поволок котелок с рогатины. Дед усмехнулся, наблюдая суету моего голодного товарища и шустро выудив из неведомого кармана резную деревянную ложку пристроился возле костра, ожидая, когда Коляныч разольет ушицу. Коля не подвел, набуровил деду до краев глубокую тарелку, ну и меня не обделил, а сам принялся как папуас прямо из котелка хлебать.
Наелись знатно, болтали обо всем, дед оказался рассказчик знатный, хотя, больше все о лесе разговор шел, затем, когда окончательно стемнело, на астрономию переключились, за созвездия начали говорить. Мы деду про Большую Медведицу и Цефея с Центавном, а он головой мотает и в небо ложкой своей резной тычет, вот мол, здесь Небесная Ель располагается, показывает контур и действительно, прямо четко на ель разлапистую похоже скопление звезд, тут мол Светлячковое Болото, вон светлячки на нем сидят. Уже позже, вспоминая и сравнивая с атласом звездного неба, понял я, что не существует таких звездных скоплений и звезд таких нет по яркости и расположению на небе. Под каким же мы небом то сидели с Дедом?
Наговорились мы и на сон нас резко потянуло. Дед встал и стал прощаться, сказал, что спешить ему нужно, пока тропка не заросла. Мы приняли это как должное, ничуть не удивившись тогда, душевно попрощались и дедок канул в черноту леса, а мы просто провалились в сон, там, где и сидели.
Утром я проснулся отдохнувший как никогда, Коляныч уже встал и проводил ревизию остатков ухи в котелке. Умывшись, я двинул к Колюне с вопросами по вчерашним ночным посиделкам с дедком и тут я испытал настоящее потрясение, мой юный друг, вытаращив на меня круглые и честные глаза вообще не понял о чем я говорю. Я сначала разозлился на глупую шутку Николаши, стал спорить, но постепенно понял, что мой товарищ, действительно не понимает моих вопросов. Состояние ужаса, которое я испытал тогда, сложно описать словами. Мой друг Коля, уверял меня, что никакого деда он вчера не видел, что мы были одни, собирали хворост, варили уху и отыскивали созвездия на ночном небе. Мой кореш не видел НИЧЕГО!!! от слова «совсем». Я битый час пытался заставить Николая вспомнить пошагово вчерашний вечер, он злился, но внятно рассказывал все, начисто упуская появление деда и наше с ним общение.
С кем-либо другим, я уже давно бы не сдержался и съездил по сопатке за такую тупую и длящуюся шутку, но зная Колю, я понимал, что на него это совсем не похоже, подобных выходок за ним не числилось, парень он честный и прямой, да и друг мне закадычный, не стал бы он меня доводить такой темой.
Да, некоторые читатели скажут, что мол автор перепил или галюценогенных грибов объелся, а может какие-то газы из земли выходили, туманящие сознание, но ничего такого не было. Водки мы в походы не брали, да и не пили как-то. Грибочки веселые, это нынешняя молодежь уважает, да и других факторов не наблюдалось.
Сколько лет прошло, не пойму, почему Леший, а, предполагаю, что это был именно он, показался мне одному. Никаких пророчеств он не изрекал, намеков не делал, показался, поговорил, ухи поел с нами и исчез в черноте леса. Страшно вспоминать, если честно, дрожь берет.
Сняли мы лагерь и пошли дальше по реке к концу маршрута. Никаких других происшествий не случалось. Единственное, что могу отметить, за весь оставшийся поход, никаких травм в лесу мы не получали. Обычно за поход, то занозу посадишь, то веткой хлестанет по лицу, а здесь, как заговоренные шли.
Случай реальный не выдумка. Понятно, что некоторые детали включены, чтобы обогатить повествование, но, в целом, все так и было.
Пожалуйста, напишите, что вы по изложенному думаете, может с вами подобные истории случались.
Не скупитесь на комментарии, подписывайтесь на канал.