В одной из прошлых лекций мы поговорили о первой чумной пандемии, который прозвали Юстинианов мор. Тогда, если вы помните, чума унесла миллионы жизней и привела к тому, что в мире появился ислам. И не просто появился, а набрал скорость и силу, захватив кучу стран.
Но чума была далеко не единственным бичом рода человеческого. На протяжении всей земной истории была еще одна болезнь, которая потихоньку, тихой сапой забирала человеческие жизни, причем делала это с чувством, с толком, с расстановкой.
Проказа. Еще ее называют лепрой, финикийской болезнью, медленной смертью, ленивой смертью, скорбной болезнью, наконец, болезнью святого Лазаря. Сейчас эта болезнь входит в список так называемых «забытых болезней». А когда-то она была сущим наказанием. Болезнь известна со времен Библии, но именно в Средние века она получила настоящий размах. Она подарила миру такие вещи, как лепризории — медицинские учреждения, куда свозили несчастных. Типа лечить, на самом же деле — умирать. К 13 веку в Европе было уже 19 тысяч таких сооружений.
Проказа волнами прокатывалась по Европе и Ближнему Востоку. В истории зафиксировано несколько эпидемий этой болезни, однако надо понимать, что и в промежутках она никуда не исчезала, просто аппетит был поменьше.
Что такое сама болезнь? Это инфекционное заболевание, в результате которого поражается кожа, нервная и костная система, особенно кисти и стопы. В результате человек выглядит крайне не аппетитно. У него образуются на коже неприятные узелки, проваливается нос, перекашивается из-за паралича лицо, деформируются пальцы.
Человечество с проказой знакомо давно и общается до сих пор. О проказе писали еще в Древнем Египте, есть красочные упоминания и в Библии. Но в Европе в эпоху Средневековья эта болезнь достигла своего пика.
И в древнем мире, и в Средние века эта болезнь считалась неизлечимой. Больных ждала неминуемая инвалидность и во многих случаях смерть. Их боялись, их страшились, от них в ужасе бежали. Из-за брезгливости и страха заболевших называли «прокаженные». Прокаженные становились изгоями, от них отворачивалась даже семья. Более того. Еще живых людей отпевали в церквях и ритуально хоронили. Это называлось «литургический обряд ритуальных похорон больного проказой» (лат. separatio leprosоrum).
В процессе похорон больной, собственно, физически был жив. После того, как его болезнь удостоверялась специальной комиссией, он получал статус «мертвеца» — над ним совершалась символическая погребальная церемония, его отпевали, после чего больной изолировался от людей. Он получал специальную одежду прокажённого, скрывающую лицо и всё тело, а также трещотку или колокольчик, с помощью которых предупреждал людей о своем приближении. В 1179 году на Третьем Латеранском Соборе была разработана и утверждена формальная процедура исключения прокажённых из общины с длинным перечнем запретов, направленных на изоляцию больного от общества. То есть по сути это был карантин, но только для больного. Здоровые люди выдыхали и продолжали жить спокойно.
Для каждой эпохи найдется своя болезнь. Если говорить о вирусах конкретной эпохи, то для Средневековья, безусловно, это были чумные эпидемии. Но это с нашей точки зрения. А если смотреть на окружающий мир глазами жителя эпохи Средневековья, особенно раннего, то не было болезни для него страшнее, чем проказа. Фактически, человек умирал задолго до своей физической кончины. Он становился изгоем. Конечно, людям королевской крови такая судьба не была уготована, а проказа ведь и королей не щадила. От лепры умерли король Иерусалимский Балдуин IV, король Германии Генрих VII Гогенштауфен и король Англии Генрих IV. Кстати, посмотрите фильм «Царство небесное» — там как раз можно увидеть прокаженного короля Иерусалимского Балдуина IV. А знаете, почему так грустно, что именно этот король болел проказой и умер, когда ему было всего 24 года? С его смертью фактически закончилось господство христиан в Иерусалиме — их сметет ужасный султан Саладин, который лишь после смерти Балдуина решился на штурм Иерусалима. Если бы Балдуин не умер, то вечный город остался бы за европейцами, и история пошла бы совсем другим путем.
Но королям еще везло — их, конечно же, не ссылали, не изгоняли и заживо не хоронили. Людям попроще было далеко не так сладко. Заболев проказой, они становились жертвами настоящей травли. После церемонии похорон человек отправлялся в лепризорий и долгие годы медленно умирал.
Я тут хочу остановиться на одном интересном моменте. Если вы помните, роль Церкви была в Средние века огромной. Церковь владела умами и душами безраздельно. И казалось бы, согласно христианской морали такое отношение к больным ну, как бы помягче выразиться, не укладывалось в учение Христа. Где же милосердие? Где же любовь к ближнему? Ответ очень прост и имеет два объяснения. Во-первых, с точки зрения Церкви прокаженные получали свою болезнь не просто так, а за великие грехи. Что-то они там такое натворили, что Боженька разгневался и наслал на них эту пакость. Карма, короче. А во-вторых, (и это очень интересный момент), функция объявления прокаженных прокаженными была возложена именно на священников, а вовсе не на врачей. После объявления заболевший мигом лишался имущества и изгонялся из общества. И это создало прекрасное поле для всякого рода махинаций. Было немало случаев, когда прокаженными объявлялись вполне здоровые люди. Просто не очень угодные церковным или даже светским властям (тут Церковь, можно сказать, работала под заказ). Перешел кому-то дорогу, или брякнул не то, а может, деньжата имел хорошие. В общем, скандалы, интриги, расследования.
Как я и говорила, проказа перманентно навещала людей, но периодически выливалась в эпидемии. Самый пик таких эпидемий пришелся на 11-13 века. Сказать, сколько она унесла жизней, сложно, ведь она не вчера пришла и явно останется завтра. Болезнь существует и поныне, правда масштаб значительно меньше и, к счастью, есть лекарства. Кстати, великий команданте Че Гевара в молодости работал в лепризории, о чем и написал в своем «Дневнике мотоциклиста».
На самом деле заразность проказы не так уж и велика. Чтобы заразиться, нужен очень тесный контакт. Современная наука считает, что для заражения требуется предрасположенность — генетическая либо ослабленный другими болезнями и недоеданием организм. Ведь в тех же лепризориях, разумеется, были и здоровые люди — работники медучреждения. В основном, это были монахи. И хотя их миссия часто приравнивалась к подвигу, однако большинство из них вовсе не заражалось проказой. Например, в 11-12 веках в Палестине уход за больными в лепризориях выполняли рыцари Ордена Святого Лазаря (от имени святого и появилось слово «лазарет»). И это не мешало им сочетать христианскую добродетель с участием в битвах с войсками Саладина после падения Иерусалима.
Если сравнивать вирусы Средневековья с болезнями современности, то проказу можно сравнить со СПИДом. Зря СПИД называют чумой — вовсе не на эту страшную болезнь похож вирус СПИДа. Как и в случае с проказой, носитель вируса может жить годами. Но я смотрю тут на другое — по уровню дискриминации СПИД почти полностью повторил путь проказы. Страхи, основанные на невежестве, приводили людей 10, 11 или 12 веков к полному отторжению и стигмации заболевших. О низкой заразности болезни и о том, что далеко не всегда она приводит к смерти, врачи узнали уже к 14-15 веку, но большинство людей этого не знали. Точно такая же волна неприятия и дискриминации больных СПИДом прокатилась в 80-90-е годы 20 века. А ведь уже и телевизоры были, и даже мобильные телефоны. И точно так же, как и в случае с проказой, когда Церковь объявляла больного великим грешником (мол, за грехи великие такая напасть и приключилась), общество 20 века клеймило больных СПИДом грешниками и содомитами. Ну хорошо хоть колокольчики на шею не вешало, да в лепризории не ссылала. Но страх перед контактом с больным СПИДом, при наличии кучи материалов о невозможности заразиться вирусом через одежду или кружку, до сих пор нет-нет да и накрывает общество. Человек конца 20 — начала 21 века в этом плане мало чем отличается от человека 12 или 13 века выпуска.