История из разряда мистики, но только если вы совершенно не разбираетесь в науке. Загадочная дурнота, которой были подвержены не только художники, имеет интересную историю и начинается с…любви к модным оттенкам.
Изобрести новый сногсшибательный колор у европейцев получилось не с первого раза. Путем различных экспериментов, немец Карл Шииле вывел идеальный цвет для модных новинок. Новый благородный оттенок получил название «парижская зелень» и сразу стал очень популярным. В его основе лежал раствор медного купороса, белый мышьяк и калий.
На радостях, зажиточные европейцы стали скупать новую краску и применять ее везде: окрашивать ткани, предметы интерьера, стены и детские игрушки. Надо ли говорить, что вскоре самые активные поклонники paris green начали страдать от плохого самочувствия, головных болей и ужасных кожных язв. Правда, на краску в первое время никто не грешил, и ее зловредное влияние было доказано лишь почти 100 лет спустя!
Французский художник Поль Сезанн, по слухам, тоже оказался неравнодушен к paris green и пострадал от этого. Сезанн считается одним из самых выдающихся постимпрессионистов в мире искусства. Как и все прочие представители этого художественного течения, Сезанн любил работать на свежем воздухе, писать с натуры такие пейзажи, которые хранят в себе яркость и свежесть момента.
Возможно, новый оттенок зеленого очень ему в этом помогал, природная зелень Сезанна обретала подлинную сочность. Однако художник после долгих трудов над летними пейзажами чувствовал себя плохо, его мучила тошнота и головные боли.
Сезанн был далеко не единственным художником, несознательно или нет травившим себя краской. Многие живописцы, сами того не зная, работали с токсичными материалами и подрывали свое здоровье, ведь о вредоносных качествах краски становилось известно далеко не сразу.
Природные компоненты не могли дать им требуемой яркости, разнообразия оттенков и всего того, что могла дать химия. Чего стоят хотя бы свинцовые белила, которыми пользовались художники с давних времен. Грунтовка из таких белил позволяла добиться идеального белого цвета и отблесков там, где нужно. Считается, что великий Караваджо скончался от вредоносного влияния белил.
Но скорее всего, это не совсем так. Частое вдыхание свинцовых паров лишь ослабило организм живописца и сделало его слишком уязвимым для разных болезней.